Металл горел как дерево: Леонов о гибели космонавта Комарова

“Металл горел как дерево”: Леонов о гибели космонавта Комарова

50 лет назад произошла первая трагедия в истории освоения космоса: 24 апреля 1967 года во время полета погиб советский космонавт Владимир Комаров, пилотировавший экспериментальный корабль “Союз-1”.

Для него этот старт был уже вторым космическим полетом. Первый он совершил за три года до этого вместе с Константином Феоктистовым и Борисом Егоровым. Суточный полет проходил в корабле “Восход-1”. Тогда впервые в истории экипаж совершил полет без скафандров.

В 1965 году Комаров начал готовиться к полету на новом многоместном советском корабле серии “Союз”, в экипаж которого был утвержден в 1966 году.

О том, каким был в жизни летчик-космонавт Комаров и почему его второй полет закончился катастрофой, в интервью ТАСС рассказал дважды Герой Советского Союза, первый человек, вышедший в открытый космос, известный космонавт Алексей Леонов.

Самый старший

Имя первого космонавта Земли Юрия Гагарина известно всему миру. На долю его товарища по первому отряду советских космонавтов Владимира Комарова выпало трагическое первенство — он стал первым в истории человеком, погибшим при совершении космического полета.

Сегодня космические корабли семейства «Союз» считаются самыми надежными в мире. Но их доведение до совершенства давалось потом и кровью — не в переносном, а в самом прямом смысле.

Комаров, отправляясь в полет на «Союзе-1», был практически уверен, что он закончится неудачей. В первом отряде космонавтов Комаров был наиболее технически подготовленным специалистом и понимал, что корабль «сырой». Но также ясно ему было и то, что у его товарищей справиться с этой техникой шансов еще меньше.

Владимир Комаров был старше коллег из первого отряда космонавтов — он родился в Москве 16 марта 1927 года. Когда началась война, ему было 14, и, как все сверстники, он рвался на фронт сражаться с фашистами. В 1943 году Владимир поступил в 1-ю Московскую спецшколу ВВС. Окончил ее Комаров в июле 1945 года, когда война уже завершилась. Выпускников школы отправили учиться дальше. В 1949 году Владимир Комаров окончил Батайское военное авиационное училище имени Анатолия Серова и был направлен для прохождения службы в Грозный, где базировался авиаполк истребительной авиационной дивизии ВВС Северо-Кавказского военного округа.

Читать еще:  Космонавт Джанибеков Владимир Александрович

Второй полет

23-го апреля 1967-го года командир корабля Владимир Комаров стартовал с первой площадки Байконура на борту «Союз-1». Данный полет был первым испытанием космического корабля новой серии «Союз».

Кроме того, спустя почти сутки, вслед за Комаровым должен был последовать экипаж корабля «Союз-2», в состав которого входили космонавты Евгений Хрунов и Алексей Елисеев. Основной задачей данной космической программы была стыковка двух кораблей на орбите Земли.

Однако, вероятно по причине запуска кораблей нового образца, были упущены некоторые неполадки. С выходом на орбиту космонавт Комаров столкнулся со следующей проблемой: панель с одной из двух солнечных батарей не раскрывалась, что приводило к недостатку энергии. Владимир Михайлович совершил сложный маневр — раскрутку космического аппарата вокруг своей оси, однако ситуация не изменилась. По этой причине космический полет был прекращен досрочно, а корабль сошел с орбиты и отправился на Землю.

На завершающем этапе, уже после вхождения в атмосферу, на высоте около 7 км, вытяжной парашют не смог вытянуть прикрепленный к нему основной парашют. Кроме того, запасной парашют, который вышел на высоте 1,5 км, не раскрылся полностью, так как его стропы намотались на вытяжной парашют, который, в свою очередь, не был отстрелян. По вышеуказанным причинам спускаемый аппарат с полковником Комаровым внутри ударился о поверхность Земли на скорости 50 метров в секунду. Кроме того, на борту спускаемого аппарата находились контейнеры с пероксидом углерода, которые, после значительного повреждения, незамедлительно загорелись и привели к практически полному сгоранию спускаемого аппарата.

Причина неполадки парашютной системы окончательно выяснена не была. Полет длительностью чуть более суток был трагически окончен – космонавт Комаров разбился неподалеку от города Орск, что в Оренбургской области, где был установлен Мемориал.

Читать еще:  Космонавт Самокутяев Александр Михайлович

Ввиду неполадок корабля «Союз-1», космический аппарат «Союз-2» не был запущен, что, возможно, спасло жизнь экипажу.

Самый первый полет

Старт корабля, в котором Комаров (космонавт) впервые отправился бороздить открытое пространство, состоялся в 1964 г. (12.10). Название судна – «Восход-1». В составе экипажа было еще 2 человека – Б. Егоров и К. Феоктистов. Впервые за всю историю данной науки экипаж принимал участие в выполнении этой мисси без скафандров. Связано это с требованием Хрущева, принявшего решение о запуске в космос трех людей в двухместном корабле.

Об успешном завершении программы общественность получила весть уже через сутки. 13-го октября в СМИ сообщили, что миссия выполнена, и профессионалы, которые были в корабле, совершили героический подвиг, подойдя еще на один шаг ближе к развитию стратегии по освоению космоса на Земле. Примечателен тот факт, что в день приземления устройства «Восход-1» Хрущев был смещен и сменен Брежневым. Поэтому об итогах полета испытатели были вынуждены докладывать именно ему.

В связи с этими событиями можно сказать, что Комаров – Космонавт с большой буквы. В то же время в США начала активно развиваться рассматриваемая отрасль. Поэтому правительство СССР стало активно подгонять рабочий процесс в конструкторских отделах. Последующая подготовка в связи с этими событиями осуществлялась в рамках миссии «Стыковка» на корабле «Союз». 30.03.1967 Владимир Михайлович с отличием справился с экзаменами по теории и практике.

СССР, 1964 год

Парашют не раскрылся

В ЦУПе уже с облегчением вздохнули, но тут-то и случилась беда.

На высоте семи километров тормозной парашют не смог вытащить тяжелый основной парашют большого корабля из контейнера (как впоследствии выяснилось, усилие в 2,8 тонны оказалось недостаточным, а заранее это не проверили).

Запасной парашют вышел, но из-за вращения аппарата у него перекрутились стропы.

На огромной скорости корабль врезался в землю.

Катастрофа произошла в 06:22 минуты в Адамовском районе Оренбургской области в 65 км восточнее города Орска.

По словам очевидцев, они видели корабль, летевший к земле “как метеорит”.

Спускаемая капсула ушла в грунт на полметра. Прибывшие на вертолетах спасатели увидели пожар и местных жителей, пытавшихся забросать огонь лопатами.

Читать еще:  Оппозиция Венера-Нептун. Мученики любви

Впоследствии выяснилось, что на “Союзе-2” был такой же дефект парашютной системы, как на “Союзе-1”.

Дублером Комарова являлся Юрий Гагарин. Комарова предпочли как технически лучше подготовленного для сложного полета.

Сергей Королев в свое время твердо пообещал Гагарину вторую миссию на новом корабле, так что, будь он жив, Гагарин, скорее всего, отправился бы в космос в апреле 67-го и погиб на год раньше, чем на самом деле.

Большая цена

Комаров стал первым среди космонавтов дважды Героем Советского Союза и первым, кому звание Героя было присвоено посмертно.

Есть страшная фотография, сделанная в морге перед кремацией останков космонавта. Ее сделали для того, чтобы представить высшему руководству подтверждение невозможности прощания с телом погибшего и необходимости немедленной кремации.

«Открыли гроб, на белом атласе лежало то, что еще совсем недавно было космонавтом Комаровым, а сейчас стало бесформенным черным комком. К гробу подошли Гагарин, Леонов, Быковский, Попович и другие космонавты, они печально осмотрели останки друга. В крематорий я не поехал. При кремации присутствовали генерал Кузнецов и космонавты», — писал в дневнике генерал Каманин.

26 апреля 1967 года урну с прахом Владимира Михайловича Комарова после торжественной церемонии прощания замуровали в Кремлевскую стену.

Дочь космонавта Ирина вспоминала в интервью «МК»: «В выданном свидетельстве о смерти в графе «причина» было указано: обширные ожоги тела; место гибели: город Щелково.

У мамы от возмущения срывался голос: «Какое Щелково? Какие ожоги тела, если от тела ничего не осталось?». Она показала это свидетельство Гагарину: «Юрочка, и кто мне поверит, что я вдова космонавта Комарова?». Гагарин побледнел, пошел «наверх» разбираться. Вскоре маме принесли другой документ, где уже значилось: «трагически погиб при завершении испытательного полета на космическом корабле «Союз-1».

После катастрофы «Союза-1» пилотируемые полеты в СССР были прерваны на полтора года, конструкция корабля дорабатывалась, состоялось еще шесть беспилотных пусков. Программа, которую должен был выполнить Комаров, была осуществлена лишь экипажами «Союза-4» и «Союза-5» в январе 1969 года. Корабль «Союз» в итоге стал надежной и проверенной машиной. Надежность которой была оплачена жизнью Владимира Комарова.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: