Звезда Канопус: характеристика, светимость, интересные факты
Содержание
Звезда Канопус: характеристика, светимость, интересные факты
Канопус — ярчайшая звезда в созвездии Киля (англ. Карины, Carina) из 206 входящих в него светил. Вторая по яркости звезда на нашем небе с видимым невооруженным взглядом блеском (после Сириуса).
Канопус открыли древние арабские звездочеты несколько тысяч лет тому назад. Своим названием, по одной из дошедших до нас версий, звезда обязана мореплавателю, кормчему царя Спарты Менелая. Известна она также под именем Сухайль.
Для бедуинов Синайского полуострова Канопус всегда служил ночным ориентиром в пути в сочетании с Полярной звездой. До изобретения компаса активно использовался мореплавателями в навигационных целях. С 1964 года стал официальным помощником еще и в космической навигации.
Созвездие Киля (Карины)
Канопус относится к сверхгигантам спектрального класса F0, так как радиус этой звезды почти в 65 раз превышает Солнечный.
Успешная эксплуатация
Формирование системы началось в 2012 году, когда был запущен первый опытный космический аппарат (КА) «Канопус-В» № 1. Его успешная работа позволила перейти к производству следующих аппаратов системы, и спустя 5 лет к первопроходцу присоединился «Канопус-В-ИК». В начале 2018 года группировку дополнили КА «Канопус-В» № 3 и № 4, а сформировалась вся система с завершением летных испытаний еще двух космических аппаратов, запущенных в декабре 2018 года. Четыре последних аппарата были запущены российскими ракетами «Союз-2.1а» с нового космодрома Восточный.
Летные испытания комплекса, в ходе которых проверялись надежность и эффективность приема и обработки получаемых с него данных, подтвердили заявленные разработчиком — компанией ВНИИЭМ (входит в госкорпорацию «Роскосмос») — характеристики.
Сегодня группировка «Канопус-В» состоит из 6 космических аппаратов (КА), функционирующих на околокруговой солнечно-синхронной орбите Земли с высотой 510-600 км (для сравнения, высота орбиты МКС — 416,6 км). Преимущество солнечно-синхронных орбит в том, что они обеспечивают одинаковую освещенность земной поверхности вдоль трассы полета космического аппарата. Это создает наилучшие условия для съёмки земной поверхности.
Помимо аппаратов на орбите, в систему входит наземный комплекс управления, а также комплекс приема, обработки, хранения и распространения данных ДЗЗ. При этом её возможности не ограничиваются мониторингом техногенных и природных чрезвычайных ситуаций, хотя и это немало. Система способна решать целый комплекс задач в области картографирования, гидрометеорологии, природоохранной деятельности, экологии, строительства, сельского и лесного хозяйства. Потребителями системы на данный момент являются более двадцати федеральных министерств и ведомств и практически все региональные власти страны.
Эффективность космической системы «Канопус-В» подтверждается не только высоким пространственным разрешением (2,5-3 метра), но и высокой производительностью съемки (более 2 млн км² земной поверхности в сутки), временем доставки данных и оперативностью их предоставления конечным потребителям.
«Для целевого использования космической системы „Канопус-В“ требуется круглосуточный мониторинг технического состояния космических аппаратов, — поясняет Павел Столяренко, начальник головного отдела, отвечающего за создание КА типа «Канопус-В». — АО «Корпорация „ВНИИЭМ““ осуществляет авторский надзор, участвует в анализе функционирования целевой аппаратуры и бортовых систем, вырабатывает рекомендации по выходу из нештатных ситуаций и их предотвращению. В том числе благодаря слаженной работе специалистов сектора главного конструктора удалось своевременно закончить летные испытания космических аппаратов, ввести их в эксплуатацию, а один из КА (тот самый „Канопус-В“ № 1) успешно функционирует за сроком активного существования».
Бронирование
Выдающейся особенностью защиты этих кораблей был переход к броне, выделывавшейся по методу Круппа, которая пошла на защиту пояса и барбетов. Ее повышенная устойчивость характеризуется следующими соотношениями: 5,75″ крупповской брони равнялось 7,5″ гарвеевской, или 12″ брони-компаунд, или 15″ железной, то есть соответственно 1: 1,3: 2,08: 2,6.
Распределение вертикального бронирования повторяло «Маджестик», но с общим понижением толщины — так, пояс имел толщину 152 мм против прежних гарвеевских плит в 229 мм. Он простирался на длине 59,4 м (это было меньше на 7,6 м, чем на «Маджестике») и имел высоту 4,26 м, из которых 1,52 м были ниже конструктивной ватерлинии; в носу пояс перекрывался от борта до борта траверзом в 254-203-152 мм и в корме траверзом в 305-254-152 мм (разница относится на счет бортового бронирования в 51 мм, простиравшегося от носовой башни до форштевня).
Можно вспомнить, что когда Уайт предложил подобное решение для «Ройал Соверена», Совет отклонил его на том основании, что броневая палуба в носу и подразделение на мелкие отсеки признавались достаточными для поддержания плавучести носовой части. Однако ко времени обсуждения проекта «Канопуса» пришло осознание всей меры риска, которому подвергался корабль в результате изрешечения его носовой оконечности снарядами многочисленных мелкокалиберных орудий, что привело к включению в систему его броневой защиты 51-мм бронирования борта. Конечно, оно было абсолютно бесполезным в качестве защиты от огня среднекалиберных орудий, разве что на очень больших дистанциях.
Совершенно ясно, что эта добавочная защита борта в носу появилась отнюдь не в результате агитации противников «мягкоконечных» предшественников «Канопуса», поскольку ее совсем нельзя расценивать в качестве «полноценного броневого пояса в носу». Как и выпуклая броневая палуба, и казематы на верхней палубе, это была одна из самых ранних инициатив Уайта, наконец-то получившая признание и развитие в последующих проектах.
Примечательной особенностью конструкции стала также еще одна надводная броневая палуба, решение о которой последовало, когда до Совета дошли слухи о планируемой установке на французских кораблях гаубичной артиллерии как средства поражения неприятельских судов навесным огнем через палубы. Уайт выдвинул предложение об оснащении «Канопуса» верхней броневой палубой 25-мм толщины, отстоящей от ватерлинии на 2,9 м (в качестве крыши всей броневой цитадели), которая должна была быть достаточно крепкой, чтобы вызвать разрыв снаряда любого калибра в уровне средней палубы. На самом деле французы не пошли дальше испытаний армейской 150-мм гаубицы, установленной на канонерской лодке «Драгонн», не давших никаких обнадеживающих результатов. Но из-за этой 25-мм палубы толщину главной (нижней) броневой палубы пришлось ограничить 51 мм по всей длине корабля.
Толщина барбетов выше бортового пояса составляла 305 мм, а за поясом — только 152 мм, броневые прикрытия башен имели толщину 203 мм. Броня казематов 6″ орудий и на верхней, и на средней палубе была одинаковой толщины 152 мм (характерно, что во всех старых справочниках приводится неверная цифра 127 мм). Подобно этому, пяти первым кораблям приписывается гарвей-никелевая броня, и лишь «Венженсу» — крупповская; но в официальных документах лишь казематы указаны из гарвеевской брони и боевые рубки — из гар-вей-никелевой. Бортовая броня и барбеты выполнялись из крупповской цементированной брони.
Особое внимание было уделено подкреплению тарана. Он выполнялся из единой литой стальной отливки, в которую врезалась броневая палуба вместе с ее 51-мм броневым покрытием, а также соединялся с 51-мм поясными плитами борта, притянутыми к рубашке борта и набору корпуса. Тринадцать первых шпангоутов в носу перевязывались стальными листами, а пространство между ними до уровня броневой палубы заполнялось пробкой; это была солидная конструкция, но при всем этом, эластичная. То, насколько она была способна выдерживать удар, видно из случая, когда «Оушен», двигаясь к выходу из Портлендской гавани в плотном тумане, промахнулся мимо «прохода в стене» и свернул в сторону несколько массивных каменных блоков волнолома, не получив взамен никаких повреждений форштевня (1902).