Староверы отличие от православных как они живут

Староверы отличие от православных как они живут

После церковного раскола XVII века прошло уже больше трех столетий, а большинство так и не знают, чем отличаются старообрядцы от православных христиан. Не надо так.

Терминология

Разграничение понятий «старообрядчество» и «православная церковь» достаточно условно. Сами старообрядцы признают, что именно их вера православная, а РПЦ называют нововерцами или никонианами.

В старообрядческой литературе XVII — первой половины XIX века термин «старообрядческий» не использовался.

Старообрядцы называли себя по-разному. Староверами, древлеправославными христианами. Также использовались термины «правоверие» и «истинное православие».

В сочинениях старообрядческих начетчиков XIX века нередко употреблялся термин «истинно православная церковь». Широкое распространение термин «старообрядчество» получил только к концу XIX века. При этом старообрядцы различных согласий взаимно отрицали православность друг друга и, строго говоря, для них термин «старообрядчество» объединял по второстепенному обрядовому признаку религиозные сообщества, лишенные церковно-вероисповедного единства

Перста

Хорошо известно, что во время раскола двуперстное крестное знамение было изменено на трехперстное. Два перста — символ двух Ипостасей Спасителя (истинный Бог и истинный человек), три перста — символ Святой Троицы.

Трехперстное знамение было принято Вселенской Православной Церковью, состоявшей к тому времени из десятка самостоятельных Автокефальных Церквей, после того, как в римских катакомбах нашли сохранившиеся тела мучеников-исповедников христианства первых веков со сложенными перстами трехперстного Крестного знамения. Аналогичны примеры обретения мощей святых Киево-Печерской лавры.

Согласия и толки

Старообрядчество далеко неоднородно. Есть несколько десятков согласий и ещё больше старообрядческих толков. Существует даже поговорка: «Что ни мужик то толк, что ни баба, то согласие». Главных «крыльев» старообрядчества три: поповцы, беспоповцы и единоверцы.

В ходе никоновской реформы была изменена традиция написания имени «Исус». Удвоенным звуком «и» стала передаваться длительность, «тянущееся» звучание первого звука, что в греческом языке обозначается особым знаком, аналогии которому нет в славянском языке, поэтому произношение «Иисус» более соответствует Вселенской практике звучания Спасителя. Однако старообрядческий вариант ближе к греческому источнику.

Различия в Символе веры

В ходе «книжной справы» никоновской реформы были внесены изменения в Символ веры: убран союз-противопоставление «а» в словах о Сыне Божием «рожденна, а не сотворенна».

Из смыслового противопоставления свойств таким образом было получено простое перечисление: «рождённого, не сотворённого».

Старообрядцы резко выступали против произвола в изложении догматов и были готовы «за единый аз» (то есть за одну букву «а») пойти на страдание и смерть.

Всего в Символ веры было внесено около 10 изменений, что явилось главным догматическим расхождением между старообрядцами и никонианцами.

Навстречу солнцу

К середине XVII века в Русской церкви установился всеобщий обычай совершать крестный ход посолонь. Церковная реформа патриарха Никона унифицировала все обряды по греческим образцам, но нововедения были не приняты старобрядцами. В результате новообрядцы совершают движение во время крестных ходов противосолонь, а старообрядцы совершают крестные ходы посолонь.

Галстуки и рукава

В некоторых старообрядческих церквях в память о казнях во времена Раскола запрещено приходить на службу с закатанными рукавами и при галстуках. Народная молва ассоциирует закатанные рукава с палачами, а галстуки с виселицами. Хотя, это только одно из объяснений. Вообще, у старообрядцев принято носить на службы специальную молельную одежду (с длинным рукавом), а галстук никак не повяжешь на косоворотку.

Вопрос креста

Старообрядцы признают только восьмиконечный крест, тогда как после реформы Никона в православии равночестными были признаны четерых и шестиконечные кресты. На табличке распятия у старообрядцев обычно написано не I.Н.Ц.I., а «Царь Славы». На нательных крестах у староверов нет изображения Христа, поскольку считается, что это личный крест человека.

Сугубая и трегубая Алилуйя

В ходе реформ Никона сугубое (то есть двойное) произнесение «аллилуии» было заменено на трегубое (то есть на тройное). Вместо «Аллилуия, аллилуия, слава тебе Боже» стали произносить «Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа, слава Тебе, Боже».

По мнению новообрядцев тройное произнесение аллилуии символизирует догмат о Святой Троице.

Однако старообрядцы утверждают, что сугубое произнесение вместе со «слава Тебе, Боже» уже является прославлением Троицы, поскольку слова «слава Тебе, Боже» являются одним из переводов на славянский язык древнееврейского слова Аллилуиа («хвалите Бога»).

Читать еще:  Приворот на замужнюю женщину с помощью монеты

Поклоны на службе

На службах в старообрядческих церквях развита строгая система поклонов, запрещена замена земных поклонов на поясные. Поклоны бывают четырёх видов: «обычный» — поклон до персей или до пупа; «средний» — в пояс; малый земной поклон — «метание» (не от глагола «метать», а от греч. «метанойя» = покаяние); великий земной поклон (проскинеза).

Метания были запрещены Никоном в 1653 году. Он разослал по всем московским церквям «память», в которой говорилось: «не подобает в церкви метания творити на колену, но в пояс бы вам творити поклоны».

Руки крестом

Во время службы в старообрядческой церкви принято складывать руки крестом на груди.

Староверы — отличие от православных и старообрядцев

В 17 столетии случился церковный раскол и, хотя с тех пор прошло уже больше чем три века, но многим так и неизвестно истинное отличие между понятиями «старовер», «старообрядец» и «православный христианин». Если вам интересно получить ответ на поставленный вопрос, тогда предлагаю прочесть следующий материал.

Исторические сведения

Пожалуй, одно из наиболее трагических событий за российскую историю 17 столетия – раскол Русской Церкви. Он известен как церковная реформа или реформа патриарха Никона и был осуществлён действующим царём Алексеем Михайловичем Романовым совместно с его близким соратником патриархом Никоном.

Сначала внедрились кажущиеся несущественными изменения – складывание пальцев при совершении крёстного знамения иным образом, отмена поклонов до земли, но в будущем реформа начнёт затрагивать многие другие аспекты Богослужения.

Развитие церковной реформы продолжается по самое правление царя Петра I. Благодаря ей внедрилось множество новых канонических правил, обычаев и духовных установлений. Почти все составляющие религиозной жизни были затронуты при этом, а впоследствии реформа повлияет и на культуру, быт россиян.

Но далеко не все христиане были согласны с нововведениями, многие увидали в них стремление поменять само христианское вероучение, разрушить религиозный и культурный уклад, столетиями создаваемый в крещённой Руси. Очень многие священнослужители и простые люди начали яро протестовать против изменений.

Ими были написаны сотни писем и воззваний, в которых обличались нововведения и защищалась вера, что хранилась на Руси на протяжении сотен лет. В них говорилось о том, что реформу проводят насильно, пугают людей казнями и гонениями, при этом меняется и разрушается сама христианская вера.

С осуждением к изменению веры относился и князь Григорий Потёмкин, называвший нововведение «злой верой». Говорил он о них следующее:

«Еретицы суть крещающии во злую свою веру, крестят хуляще Бога во Святой Троицы единаго».

Всех противников церковной реформы предали анафеме по решению Московского собора 1656 года. Они были отделены от официальной церкви. Тогда то и возникает определение «старая вера» — то есть та, которая была до Раскола Русской церкви. Её приверженцев – то есть тех, кто не согласился с церковными реформами, проведёнными патриархом Никоном и продолжающих использовать древнерусские церковные установления, начинают именовать «старообрядцами».

Те же, кто принял реформу, стали известны как «нововеры» либо «новолюбцы».

Старообрядцы и староверы – в чём разница?

Многие люди убеждены в том, что староверы и старообрядцы выступают представителями одного и того же мировоззрения. Во многом здесь виноваты СМИ, которые не до конца разобрались в терминологии и начинают путать граждан. В действительности же ситуация обстоит совсем иным образом. Попробуем пролить свет на истинное положение вещей.

Староверы – кто они? Это люди, которые придерживаются старой языческой веры, той, что была на русских землях задолго до внедрения на них христианства. Их основное священное писание – это славянские Веды. Они ведут обычную жизнь современного человека, не имеют никаких запретов насчёт ношения одежды, живут в городах.

Что касается старообрядцев, то к ним, как уже обозначалось выше, относят представителей старой христианской веры, тех, кто не согласился с Никоновскими нововведениями 17 века. Старообрядцы проживают в отдельных посёлках и селениях – так называемых «общинах».

Наиболее распространённым старообрядчество считается в Сибири. В качестве примера можно привести семью Лыковых, которой довелось во времена СССР бежать в сибирские леса, где они скрывались от преследования властью.

Но хорошо запомните, что вера староверов – это совершенно не тоже самое, что вера старообрядцев. Староверы ориентируются на знания, сохранившиеся от древних славян и записанные в Славянских Ведах.

У них используется и другое летоисчисление, согласно которого сейчас в мире царит Ночь Сварожья (или Кали Юга в индийских Ведах) – очень тяжёлое время, когда Солнечная система проходит по пространствам Тёмных Миров. Поэтому-то в мире царит хаос, очень многие люди не живут по законам Вселенной, совершают разные плохие деяния.

Старообрядцы – отличие от православных

Но вернёмся к старообрядцам. Какие различия есть в их вере от православия?

Называемые иначе «раскольниками», старообрядцы максимально сохранили и продолжают придерживаться всех догматов, канонических положений, чинов и последований, которые существовали ещё в древнерусской Церкви.

Читать еще:  Колдун в Алматы — Черная магия

В основном различия в вере связаны с основными церковными догматами: исповеданием Святой Троицы, двумя ипостасями Спасителя, его Жертвой, принесённой во имя всего человечества. При этом старообрядцы используют те формы богопочитания и благочестия, которые существовали ещё в древнем православии.

  1. Например, крестятся они не тремя пальцами, а двумя.
  2. При крещении троекратно погружают человека в воду.
  3. У них используется пение в унисон, для молитв надевают специальную одежду.
  4. При богослужениях старообрядцы берут старые книги, изданные до 1652 года (в основном при жизни благочестивого патриарха Иосифа).
  5. Пользуются они только восьмиконечным крестом, тогда как после Никоновских реформ православные стали применять кресты с четырьмя и шестью концами.
  6. На старообрядческом распятии написано «Царь Славы».
  7. На нательных крестиках у них отсутствует лик Спасителя.
  8. А когда происходит служба в старообрядческом храме, то её участникам положено стоять со сложенными крестообразно руками на груди.

Выделяют и другие характерные особенности веры старообрядцев, отличные от православия:

  • у них совершаются исключительно земные поклоны;
  • не пользуются чётками, состоящими из 33 бусинок, последние заменяются лестовками со 109 узелками;
  • в имени Спасителя у них одна буква «и»: Исус;
  • используют исключительно деревянные и медные иконы.

Как сейчас живут старообрядцы

В 1978 году в Советском Союзе случилось удивительное событие – было обнаружено старообрядческое поселение людей. Советские граждане «прилипли» к экранам телевизоров, желая своими глазами понаблюдать за отшельническим укладом тех, чья жизнь осталась почти неизменной с далёких времён.

В наши дни на территории Российской Федерации можно обнаружить пару сотен уединённых общин, где обитают старообрядцы. Они живут своей особенной жизнью, сильно отличающейся от жизни современных людей. Так представители старого христианства самостоятельно обучают своих малышей, с особым уважением относятся к родителям и старшим членам общины. В поселении у каждого есть свои определённые обязанности, которые обязательно следует выполнять. Они сами выращивают для себя овощи и фрукты.

Если к ним в гости попадёт случайный прохожий, то он будет принят очень доброжелательно, но еду и питьё ему подадут из отдельной посуды – чтобы не осквернять всех живущих в общине. По правилам старообрядческой церкви запрещено соединять себя узами брака парам, если они выступают родственниками по восьмое колено или связаны «крестом». Венчаются во все дни за исключением вторников и четвергов. Замужним женщинам нельзя покидать своё жилище, не надев на голову платок.

Смерть и похороны для старообрядцев воспринимаются совсем иначе, чем в православии. Так здесь умершего следует омыть людям того же пола, что и он, затем в гроб насыпают стружки, на неё кладут тело и сверху простыню. Гроб не закрывается крышкой. Когда похороны завершились, покойника не поминают, а всё его вещи раздают в посёлке как милостыню.

В завершение

  • в результате церковной реформы 1650-1660 годов произошло разделение православных верующих на старообрядцев и представителей новой веры;
  • старообрядцы – живут уединёнными общинами, у них есть много религиозных отличий от современных православных;
  • староверы – это люди, исповедующие славянское мировоззрение, которое было на Руси ещё задолго до принятия христианства. Они живут, как и православные, в городах, имеют другую веру, вместо Библии у них используются славянские Веды.

Староверы: отличие от православных. История, характеристики, интересные факты

Краткая история возникновения старообрядческого (староверского) движения

Староверы, они же старообрядцы, – адепты православного течения в России. Движение староверов было вынужденным, так как патриарх Никон во второй половине XVII века приказал провести церковную реформу Русской Православной Церкви. Цель реформы: привести в соответствие с византийскими (греческими) все обряды, службы и церковные книги. В середине 50-х годов XVII века патриарх Тихон имел мощную поддержку царя Алексея Михайловича, который претворял в жизнь концепцию: Москва – Третий Рим. Поэтому церковные реформы Никона должны были идеально вписаться в данную идею. Но, де-факто, в Русской Православной Церкви произошел раскол.

Это была истинная трагедия, так как часть верующих не захотели принять церковную реформу, которая меняла их уклад жизни и представление о вере. Так зародилось движение староверов. Люди, не согласные с Никоном, бежали в отдаленные уголки страны: горы, леса, таежную глухомань – лишь бы жить по своим канонам. Часто происходили случаи самосожжения верующих старого обряда. Иногда это случалось с целыми деревнями при попытках официальной и церковной властей претворить в жизнь новые идеи Никона. Картины по записям некоторых летописцев представали страшные: большой амбар, объятый пламенем, из него несутся псалмы, которые поют в огне десятки людей. Такова была сила воли и стойкость духа староверов, которые не хотели перемен, считая их от лукавого. Староверы: отличие от православных – очень серьезная тема, которую исследовали некоторые ученые-историки в СССР.

Одним из таких исследователей в 80-е годы прошлого века был профессор Борис Ситников, который преподавал в Новосибирском педагогическом институте. Каждое лето он и его студенты выезжали в старообрядческие поселки Сибири и собирали интереснейший материал.

Читать еще:  Можно ли отмечать 40 лет Мужчине

Староверы России: отличие от православных (основные моменты)

Специалисты по церковной истории насчитывают десятки отличий староверов от православных в вопросах чтения и толкования Библии, проведении церковной службы, других обрядах, быту и внешнем виде. А также отметим, что староверы неоднородны. Среди них выделяются различные течения, которые еще добавляют отличий, но уже между самими почитателями старой веры. Поморцы, федосеевцы, беглопоповцы, беспоповцы, поповцы, спасовский толк, нетовщина и многие другие. Не будем рассказывать все подробно, так как не хватит места в одной статье. Кратко взглянем на основные отличия и разночтения между староверами и православными.

1. Как правильно креститься.

Никон во время своей реформы церкви запретил креститься по старому обычаю двумя перстами. Всем было приказано совершать троеперстное крестное знамение. То есть креститься по-новому: тремя пальцами, сложенными в щепоть. Староверы не приняли этот постулат, увидели в нем кукиш (фигу) и напрочь отказывались креститься тремя пальцами. Старообрядцы и сейчас совершают крестное знамение двумя перстами.

У староверов принята до сих пор дореформенная форма православного креста. Он имеет восемь концов. К нашему привычному кресту добавлены две маленькие перекладинки вверху (прямая) и внизу (косая). Правда, по мнению некоторых исследователей некоторые толки староверов признают и другие формы крестов.

3. Земные поклоны.

Староверы, в отличие от православных, признают только земные поклоны, а вторые – поясные.

4. Нательный крест.

У старообрядцев это всегда восьмиконечный крест (как описывалось выше) внутри четырехконечного. Главное отличие, что никогда на этом кресте нет изображения распятого Иисуса Христа.

5. Во время богослужения староверы держат руки скрещенными на груди, а православные опускают их по швам.

6. По-разному пишется имя Иисуса Христа. Есть разночтения в некоторых молитвах. Один ученый-историк насчитал, как минимум, 62 разночтения в молитвах.

7. Практически полный отказ от спиртного и курения. В некоторых старообрядческих толках допускалось принять три рюмки спиртного на большие праздники, но не более.

В старообрядческой церкви не встретите, как в наших православных, девушек и женщин с косынками на голове, в шапках или платках, завязанных узлом сзади. Женщина – строго в платке, заколотом булавкой под подбородком. Никакой яркой и цветной одежды не допускается. Мужчины – в старорусских рубашках навыпуск обязательно с поясом, разделяющим две части тела на нижнюю (грязную) и верхнюю (духовную). В повседневной жизни мужчине-староверу запрещено сбривать бороду и носить галстук (Иудина удавка).

Кстати, из всех русских царей староверы особенно ненавидели Петра Первого за то, что тот заставлял сбривать бороды, забирал староверов в армию, приучал народ к курению (была поговорка у староверов: “Табачник – в аду приказчик”) и прочим, по мнению староверов, заморским дьявольским штучкам. А Петр Первый реально ценил воинов, которые попадали в армию из староверов. Известен один интересный случай. На верфи на воду должны были спускать новый фрегат. Что-то там не ладилось по технической части: то ли бревно застряло, то ли еще что. Царь, обладающий мощным здоровьем и крепостью тела, подскочил сам, схватил бревно, помог решить проблему. Тут он обратил внимание на крепкого работника, который работал за троих и, не боясь царя, помог поднять бревно.

Царь предложил сравнить силушку. Говорит: “Вот я тебя ударю в грудь, если на ногах устоишь, то разрешу меня ударить и будет тебе подарок царский”. Размахнулся Петр и саданул детинушке в грудь. Кто-то другой отлетел бы, наверное, метров на пять кубарем. А тот только как дуб покачнулся. Удивился самодержец! Потребовал ответный удар. И старовер ударил! Все замерли! А парень был из староверов Причудья. Царь еле выдержал, качнулся, отошел на шаг. Государь наградил серебряным рублем и должностью капрала такого героя. Все объяснялось просто: староверы не пили водку, не курили табак, ели, как сейчас модно говорить, экологически чистые продукты и отличались завидным здоровьем. Поэтому Петр I и приказал забирать в армию молодежь из скитов.

Такими были, есть и остаются староверы, хранящие свои обычаи и традиции. Староверы: отличие от православных – действительно, интереснейшая тема, можно еще много и много писать об этом. Например, мы еще не рассказали, что в домах у староверов хранилось два комплекта посуды: для себя и для чужих (гостей). Запрещалось с иноверцами есть с одной посуды. Очень харизматичным лидером у староверов был протопоп Аввакум. Рекомендуем всем, интересующимся данной темой, посмотреть российский сериал “Раскол”, который очень подробно рассказывает о церковной реформе Никона и ее последствиях.

В заключение только добавим, что Русская Православная Церковь (Московского Патриархата) только в 1971 году отменила полностью анафему со староверов, и конфессии начали делать шаги навстречу друг другу.

Источники:

http://russian7.ru/post/pravoslavnye-i-starovery-glavnye-otl/
http://tayniymir.com/molitvyi/starover.html
http://religiya.temaretik.com/1095359075547351742/starovery-otlichie-ot-pravoslavnyh-istoriya-harakteristiki-interesnye-fakty/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: