Последование ко Святому Причащению

Последование ко Святому Причащению: каноны и православные молитвы

История таинства Евхаристии

Первое Причастие совершилось в Сионской горнице, когда причащались святые апостолы, что описано в cвятом Евангелии. В Великий четверг перед своим арестом и смертной казнью Иисус Христос на Тайной Вечере даровал людям таинство Евхаристии. Спаситель благословил хлеб, собственноручно преломил его и дал ученикам со словами «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое». В этот момент хлеб уже был не просто хлебом, а стал истинно Телом Христовым. Затем взяв чашу виноградного вина, возблагодарив Отца Небесного, Христос подал и ее апостолам, говоря: «Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов».

Господь принес в жертву за людей самого себя. Он дал апостолам Свою Плоть и Кровь, а уже на следующий день Его обрекли на страдания. Завершив причастие учеников, Спаситель заповедал им: «Сие творите в Мое воспоминание». С тех пор Евхаристия совершается во всех православных храмах. Этого великого таинства лишены еретики, считающие себя христианами, например, католики и протестанты, так как еретические таинства не действительны.

Таинство Причастия в Церкви

Православный – это не просто человек, который верит в существование Бога. Истинно православные люди находятся в благодатном общении с Господом. В Таинстве Евхаристии человек приобщается к Святымх Дарам, соединяется с Христом. Древние христиане не могли представить не причащающегося христианина, это было противоестественно. Для Великого Таинства люди собирались, даже если им угрожала смерть.

Известны случаи, когда по маловерию людей им даровалось чудо – хлеб и вино, под видом которых православные принимают Тело и Кровь Спасителя, действительно становились мясом и кровью. В частности, об этом свидетельствует всемирно известное Ланчанское чудо. Оно совершилось в VIII веке в городе Ланчано, Италия. Это было до Великой Схизмы. Разделения на католиков и православных еще не было.

Видео «Покаянный канон к Иисусу Христу, Божией Матери и Ангелу Хранителю»

В этом видеосюжете представлена аудиозапись молитвенного обращения.

Основные правила подготовки к Евхаристии

Кратко о подготовке к Таинству можно прочесть в молитвослове. Этот раздел обычно размещают после Последования ко Святому причащению.

Готовясь ко Причастию, следует быть особенно внимательным к следующим действиям:

  • домашняя молитва;
  • посещение храмовых богослужений;
  • пост;
  • душевное состояние, поведение;
  • покаяние, исповедь;
  • поведение во время Причастия и после него.

Готовясь к Таинству, нужно по возможности посещать все богослужения, которые буду проходить в храме. Обязательно нужно участвовать в вечерней службе накануне завтрашнего причастия. Следует читать утреннее и вечернее правило, а также по одному канону в день.

Важно следить за своими мыслями и чувствами, не допускать обид, раздражения, ссор, гордости, тщеславия. Нельзя удерживать в себе плохие и злые мысли даже на минуту. В этом поможет непрестанное мысленное чтение Иисусовой молитвы. В дни подготовки человек отказывается от любого рода развлечений и интимных отношений.

Во время подготовки нужно примириться с ближними, всех простить, ни на кого не держать зла. Важно осознать свои грехи, свое недостоинство, искренне покаяться. Исповедь проводится на вечерней службе накануне Причастия или утром непосредственно перед ним.

Три совмещенные канона ко Причастию

Усилив домашнюю молитву, нужно ежедневно читать по одному канону. Так, если причастие будет в воскресный день, то в среду нужно прочесть «Канон покаянный ко Господу», в четверг – «Молебный ко Пресвятой Богородице», в пятницу – «Ангелу-Хранителю». В субботу читаются все три канона вместе. Существует практика совмещения их в один. Тогда песни канона читаются поочередно из каждого из них, некоторые стихиры и тропари опускают.

В молитвослове каноны могут быть раздельными или совмещенными в один. Если совмещенного нет, а человек боится допустить ошибку при самостоятельном совмещении, можно их прочесть полностью один за другим.

Молитвы ко Святому Причащению

После трех канонов нужно прочесть особое Последование ко Святому Причастию. Оно включает в себя псалмы, канон и ряд молитв ко Господу. Существует практика раздельного чтения Последования. Начало и канон читается вечером, а молитвы утром. Можно прочесть все Последование сразу вечером, но после этого уже нельзя есть и пить. В конце правила размещены стихи и тропари, которые нужно читать, уже подходя причащаться.

После трех канонов нужно прочесть особое Последование ко Святому Причастию

Кроме канонов и последования, можно прочесть акафист Иисусу Сладчайшему и/или акафист ко Святому Причащению.

Все молитвы печатаются на церковнославянском языке, но русскими буквами. Перевод молитвенных правил на русский язык недопустим. Молитвы из правила ко Причастию обращаются к самому Господу, а не святому.

Евхаристия – величайшее Таинство Церкви. Чтобы к нему приступить, нужно тщательно подготовиться. Еще апостол Павел заповедовал испытывать себя, указывая, что из-за недостойной подготовки люди болеют и умирают.

Читать еще:  К чему снится капуста Сонник капуста во сне

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Православная Жизнь

Main menu

Вы здесь

Как правильно подготовиться ко Святому Причащению: читать ли последование ко Причащению и каноны, соблюдать ли особый пост

О должном понимании Устава и традицийАндрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.

– Андрей, самое главное Таинство в Церкви – это Таинство Евхаристии. Как часто можно приступать к нему?

– Современный православный богослов митрополит Диоклийский Каллист (Уэр) на вопрос о том, насколько часто нужно причащаться, однажды заметил: «Лично я поддерживаю частое причащение. Частое – но не легкомысленное или небрежное. Частое – но всегда с должной подготовкой». Что же в данном случае понимается под должной подготовкой?

Церковное Предание неоднократно говорит нам: сколько бы человек ни готовился, как бы он ни постился, все равно он не станет поистине достойным причастником Тела и Крови Христовых. Именно наш грех делает нас недостойными участниками сего Небесного Таинства. Но в то же время именно потому, что каждый из нас грешен, мы и должны причащаться как можно чаще, чтобы попытаться победить в себе свой грех. Грех, по словам преподобного Исаака Сирина, – это болезнь, и если мы хотим преодолеть в себе ту или иную болезнь, то должны как можно чаще прибегать к лекарствам, а главное лекарство против греха – это Евхаристия. Священномученик Ириней Лионский так и говорит: Евхаристия – это единственное лекарство Бессмертия, и в зависимости от того, как мы к нему прибегаем, таковым и будет наше бессмертие.

Кроме того, Евхаристия – это наша духовная пища, и потому, если мы хотим жить духовно, то должны как можно чаще питаться ею. Господь сказал: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6:53–54).
Причастие, по замечанию одного современного богослова, вовсе не награда, предназначенная исключительно для святых, но, прежде всего, – это помощь для грешников. Мы должны стараться причащаться как можно чаще вовсе не потому, что мы такие хорошие и достойны этого, а оттого, что без Причастия духовной жизни нет и быть не может. Причастие – не то, что мы заслужили, Причастие – это то, что Бог дарует нам по Своей великой любви и милости.

Согласно установившейся в нашей Церкви традиции, участие в Таинстве Евхаристии должно предваряться участием в другом Таинстве – Таинстве Исповеди. Так, еще святой апостол Павел писал: «Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет от чаши сей» (1 Кор. 11:17–34). Мы должны помнить о том, что, приступая к Святым Тайнам, участвуем ни в чем ином, как в Божественной жизни, мы становимся причастны тому, что, по слову одного церковного писателя, является дивным даже для самих Ангелов Божиих. А потому каждому нужно понимать, насколько велик и значителен наш выбор, следовательно – и наша ответственность в этом деле.

– Нужен ли особый пост перед Причащением?

– Если мы посмотрим на правила Древней Церкви, то нигде не найдем требований особого (например, трехдневного, как принято это сейчас) поста перед принятием Таинства Евхаристии. В церковных канонах говорится только о хранении поста в среду и пятницу, в них идет речь о многодневном посте Святой Четыредесятницы (69-е Апостольское правило), но ничего не сказано об особом посте перед Причастием. Подобная ситуация объясняется тем, что евхаристический пост (от 1 дня – до недели) – это практика более позднего времени: когда люди чаще причащались, например, хотя бы раз в неделю, никто от них не требовал особого поста перед Причастием. Когда же в силу охлаждения духовной ревности христиане перестали часто прибегать к спасительным Таинствам, именно тогда и был введен особый пост перед Евхаристией, чтобы как можно лучше настроить человека (прежде всего духовно) на принятие Тела и Крови Христа.

Относительно уставных предписаний, касающихся участия в Евхаристии, можно указать только некоторые правила Карфагенского и Трулльского Соборов, предписывающих Причащение натощак, а также правило Тимофея Александрийского, который определяет необходимость супружеского воздержания накануне Причащения.

Таким образом, мы видим, что практика трехдневного поста перед Причащением Святым Тайнам Христовым начинается с того времени, когда люди, к сожалению, стали причащаться все реже и реже. В Синодальную эпоху был даже установлен «обязательный минимум» причащения для православных христиан – не менее раза в год. Данное постановление может свидетельствовать только об одном: неимоверном упадке уровня духовной жизни православных. И если во времена святителя Василия Великого было нормой участвовать в Таинстве Евхаристии 3-4 раза в неделю (как пишет об этом сам святитель), то столь значительное снижение причастников за Литургией просто пугает. Оно говорит только об одном: о нежелании человека вступить в общение со своим Богом.

– Согласно Уставу, есть ряд молитв перед Причастием, которые должен совершить человек, прежде чем он приступит к этому Таинству: последование и три канона. Так ли это? Когда возникла такая традиция?

– Исторически последование ко Причащению в нынешнем его виде сформировалось только в XIII–XIV веках. До этого же, в трудах тех или иных отцов Церкви, мы можем наблюдать только некоторые его элементы: молитвы, псалмы, каноны. Подобное явление объясняется, прежде всего, тем, что, как мы уже отметили ранее, в то время, когда христиане приступали к Чаше чаще одного раза в неделю – в особом последовании к Таинству не было необходимости, ведь человек и так старался часто пребывать в молитве как общении с Богом. И только когда причастие стало более редким в жизни человека, стали появляться особые последования для приготовления к нему.
Так, по замечанию одного церковного исследователя данного вопроса, если человек большую часть церковного года не живет церковной жизнью, не соблюдает посты, установленные Церковью, не имеет опыта домашней келейной молитвы, для него будет полезным провести определенную духовную работу над собой, перед тем как причаститься.

Читать еще:  Любовный приворот реальные маги сибири

К сожалению, несмотря на то, что современные достижения техники упростили жизнь человека и, казалось бы, высвободили для него таким образом больше свободного времени, мы все же не стремимся посвятить это время «единому на потребу» – духовной жизни. Мы все меньше и меньше ходим в храм, все реже и реже стремимся к Святым Таинствам, все меньше и меньше насыщаем свою душу «насущным хлебом» – Святой Евхаристией. Именно этим и объясняется то, что перед Причащением мы призываемся к сугубой молитве – особому последованию к Божественному Причащению, исполнение которого нужно, прежде всего, для того, чтобы настроить человека на молитву, подготовить его к принятию величайшего Таинства, Таинства воссоединения с Богом.

– Как уберечься при частом Причащении от привыкания, чтобы не приступать равнодушно?

– Многие христиане, пытаясь оправдать себя в редком Причащении, объясняют его тем, что якобы боятся свести это Таинство к некому обыденному уровню, боятся, так сказать, «привыкнуть» к нему. Подобный подход, по словам святых отцов, – это только уловка диавола. Святитель Василий Великий говорит: человек никогда не станет более достойным причастником только от того, что будет реже причащаться.

Один современный богослов как-то сказал, что главная проблема Православия – это когда священник выходит с Чашей к людям и обращается к ним: «Тело Христово приимите, Источника бессмертнаго вкусите», а народ отказывается от Него. Таким образом, мы наблюдаем следующую ситуацию: Господь становится Человеком, приносит Себя в Жертву за грехи каждого из нас и дает нам возможность обожиться через причащение Его Святым Телу и Крови, а мы – отходим от Него и как бы говорим Ему: «Не сегодня, я не готов, давай в следующий раз!» Христос в Евхаристии преподает нам Самого Себя, а мы вместо того, чтоб радоваться такой возможности, отворачиваемся от Него.

Как можно уберечься от «привыкания к Богу»? Да и нужно ли это делать? Вопрос здесь в другом: каждый из нас должен помнить, к Кому он приступает в Евхаристии. Мы не должны бояться привыкнуть ко Христу, но нам следует бояться профанировать Его Дары. А для этого каждый из нас перед Причащением повторяет слова молитвы: «Верую, яко сие есть самое Пречистое Тело Твое и сия есть самая Честная Кровь Твоя».

– Откуда взялись Благодарственные молитвы по Святом Причащении?

– Святой апостол Павел в одном из своих Посланий обращается ко всем христианам: «Непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5:17–18). Если апостол призывает нас благодарить за все благодеяния Божии к нам, независимо от того, видим мы их или нет, то тем более мы должны благодарить Его за то, что Он дал нам возможность спастись, вырвавшись из власти греха и смерти.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Ничто так не приятно Богу, как душа признательная и благодарная». По словам одного христианского писателя, подлинно христианское воспитание заключается вовсе не в том, чтобы научить человека тем или иным истинам; подлинно христианское воспитание – это научить человека говорить «спасибо!» И если мы еще благодарим Бога за Его преизобильную милость и любовь к нам, значит у нас еще есть надежда на то, что мы сможем стать хоть чуточку лучше и ближе к Своему Создателю, ведь, по мысли преподобного Ефрема Сирина, благодарение необходимо вовсе не Богу – Бог и так вседоволен – оно необходимо нам, потому что размягчает наше сердце и делает нашу душу удобопреклонной к переменам в лучшую сторону.

Подготовка к таинству исповеди и святого причастия: какие каноны читать?

Исповедь и причастие — это возможность очищения души и возможность приблизиться к Господу. Честность и искреннее желание человека встать на истинный путь делают данные церковные обряды в одинаковой степени простыми и сложными.

Исповедь нужна для отпущения грехов, а причастие — для воссоединения с Богом. Каноны, читаемые перед такими значимыми событиями, станут вашими верными помощниками при подготовке к ним.

Подготовка к исповеди

Таинством покаяния считается чистосердечное признание в грехах и следуемое за ним раскаяние. Самое важное — огромное желание очистить душу. Исповедь дает человеку духовные силы, чтобы тот мог противостоять злу. Список своих грехов можно написать на листе бумаги.

Оправдания им искать не стоит. Лучше всего анализировать каждый прожитый день: решать для себя, что сегодня было сделано хорошо, а что — имело отрицательную окраску. Так вы со временем научитесь внимательнее относиться к своим мыслям и поступкам.

Существует тайна исповеди: все сказанное вами останется в стенах церкви. За разглашение информации священник может потерять свой сан. В конце духовное лицо прочитает разрешительную молитву. Это значит, что грехи отпущены.

До исповеди помиритесь с теми, с кем были в ссоре; попросите прощения за то, в чем чувствуете свою вину. Следует отличать личное покаяние и таинство исповеди. Во втором случае человек рассказывает о своих грехах публично перед батюшкой и желает от них очиститься.

Читать еще:  Приворожить мужа на месячную кровь

Заранее приготовленный список грехов поможет вам ничего не забыть и рассказать о том, что в последний момент хотелось скрыть. В любой церковной лавке можно приобрести книгу «Полная исповедь»: в ней находится подробный список грехов, а также особенности таинства.

К человеческим грехам относят:

  • неверие в Бога и сотворение себе кумиров;
  • развратные деяния, осуждение поступков других людей;
  • убийство;
  • аборт (исключением являются медицинские показания);
  • ложь и клевету;
  • лень.

Непосредственно перед самой исповедью особые молитвы читать не требуется. За вас это сделает священник после окончания вечерней службы. Желательно при этом присутствовать и внимательно слушать.

Подготовка к причастию

Причащение — самый важный ритуал для православного; таким образом осуществляется воссоединение с Богом. Данное таинство допускается проводить раз в год или чаще; важным показателем здесь будет желание человека, его искренность.

Перед принятием причастия полагается:

  • соблюдать пост (отказ от пищи и воды минимум в течение суток перед ритуалом);
  • воздержаться от половой жизни;
  • покаяться на исповеди;
  • нужно обязательно быть крещеным;
  • читать три специальных канона — один за другим (либо прочтение совмещенного канона);
  • совершать только добрые поступки;
  • не держать зла на других людей;
  • перед самим причастием посетить вечернюю службу.

В церковной практике приготовления к причащению называют говением. Телесная чистота достигается постом, а для очищения души требуется молитва. В дни поста категорически запрещена пища животного происхождения (мясо, яйца, молоко).

И даже фруктами и овощами также увлекаться не стоит: ваше сознание сейчас не должно рассеиваться по мелочам. Помимо отказа от пищи исключите в этот период из своей жизни нахождение в социальных сетях, компьютерные игры и просмотр телевизора.

Никто не может быть допущен до причащения без исповеди. Исключение делается только для детей до семи лет и тех людей, которые находятся в смертельной опасности.

Также нельзя причащаться женщинам во время менструации. Молодые матери могут совершать причастие лишь через сорок дней после родов. Клирик должен прочесть над такой женщиной специальную молитву.

Структура канонов

Другое определение слова: особая песня, с помощью которой прославляют церковный праздник или праведника. Каноны объясняют смысл ритуального причастия, готовят к нему тело и душу человека.

Канон существует с VIII века и состоит из девяти песен; он может быть большим или маленьким. Песни канонов сложены из стихов: первый из них называется «ирмос», следующие за ним — тропари.

Любой канон состоит из 4-7 тропарей. Перед каждым стихом читают запев. Вторую песню разрешается произносить только в праздничные дни. Во время чтения канонов важно не забыть о совершении поклонов.

Прочтение

К святым таинствам необходимо готовиться не только покаянием и постом, но и читать молитвы. Их существует несколько — для чтения дома или в храме. Это поможет духовно очиститься и избавиться от греховных мыслей.

Произнесение всех молитв перед таинством причастия требует спокойствия, сосредоточенности и внимательности. В некоторых случаях церковь разрешает разделить чтение всех канонов на несколько дней.

Важно не только просить прощения у Господа, но и самому простить всех тех, на кого затаилась обида. Нельзя вспоминать о чужих недочетах, даже если они породили цепочку ваших собственных грехов. В молитвах Господу обещают больше никогда не повторять прежних ошибок.

Последование ко святому причащению содержит тексты, написанные различными христианскими авторами, сюда относят:

  • начальные молитвы. В них человек обращается к Господу с просьбой благословить свой труд и простить грехи;
  • псалмы и тропари. Здесь продолжается тема смирения перед величием Божиим;
  • молитвы ко причастию. В текстах постигается тайна Христа и вспоминается о его страданиях;
  • краткие причастные стихи. Их нужно читать про себя уже в храме, непосредственно перед самим таинством.

Почему читают три канона?

Согласно священной церковной традиции, молятся самому Господу, Святой Матери и Ангелу-Хранителю. Ангелы ближе всего расположены к людям; они чаще являлись к человеку помогали святому или праведнику, а порой и наказывали грешника.

Ангелы могут читать мысли других и умеют говорить абсолютно на всех языках. Изображаются обычно в виде прекрасных юношей. Таинство причастия было установлено самим Господом во время Тайной Вечери. Там он дает последние наставления апостолам.

Какие читать каноны ко святому причащению:

  • канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу. Настраивает душу на покаяние. В его сюжет заложено освобождение израильтян из египетского плена. Если смотреть глубже, здесь рассказывается о душе, которая раньше была грешной, а теперь очистилась. В этом ей помог Иисус;
  • канон молебный ко Пресвятой Богородице. Верующие обращаются здесь к Божьей Матери с просьбой о помощи: необходимо побороть страсти и спасти грешную душу;
  • канон Ангелу-Хранителю. У каждого человека после крещения появляется свой ангел. Он направляет его на верный путь и помогает сохранить здоровье и душевные силы.

Как вести себя в храме?

Подходить к священнику, который совершает таинство причащения, необходимо со сложенными на груди руками. При этом правая — располагается сверху.

После принятия отойдите к столику и возьмите запивку. Положено оставаться до конца службы и выслушать благодарственные молитвы.

На время проповеди из алтаря выносят крест, к которому позже можно будет приложиться.

Видео по теме

Какие читать покаянные каноны перед исповедью и причастием:

Исповедь и причастие — очень важные события в жизни православного человека. Но далеко не все знают, что мало пройти эти таинства; не менее ответственный шаг — серьезная подготовка к ним. Все ваши действия только тогда обретут силу и начнут работать, когда будут сопровождаться неугасаемой верой в Господа.

Источники:

http://moimolitvy.ru/duhovnaya-zhizn/posledovanie-ko-svyatomu-prichascheniyu-2988/
http://pravlife.org/ru/content/kak-pravilno-podgotovitsya-ko-svyatomu-prichashcheniyu-chitat-li-posledovanie-ko
http://ezoterica.club/obryadyi/kanony-pered-ispovedyu-i-prichastiem.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: