Египетский календарь

В календаре наблюдения за луной сопоставлялись с сезонным «поведением» Нила. Уровень реки измерялся с помощью ниломера, по которому можно было оценивать высоту подъема воды. Таким образом, египетский год, составлявший 12 месяцев (30 дней каждый), делился на З четырехмесячных сезона:

  • ахет — половодье, разлив — середина июля-середина ноября
  • перет — пробуждение земли — середина ноября—середина марта
  • шему — «низкая вода», жатва — середина марта—середина июля

Каждый месяц состоял из З десятидневных «недель» (декад), каждый день — из 24 часов (12 дневных и 12 ночных).

Египетский год продлевался до 365 дней — что соответствовало астрономическому году — на пять дней после окончания сезона шему. Считалось, что это дни рождения богов Осириса, Гора, Сета и богинь Исиды и Нефтиды.

Представление древних египтян о времени

Начать стоит с того, что представления египтян о времени были лишены историзма. С момента прихода к власти нового правителя жизнь общества начиналась сначала, и так по кругу. Жрецы вели летоисчисление по годам царствования. Выстроить на основе этого хронологию крайне затруднительно. Но данный подход – свидетельство того, что культура Древнего Египта была сосредоточена на настоящем.

Нетленность памятников, оставленных этой древней цивилизацией, вызывает особое ощущение времени. В Египте, как нигде, понимаешь, что время – не более чем иллюзорное понятие, рождённое сознанием человека. Вместе с тем египтяне четко осознавали стабильность природного ритма. Чередование дня и ночи вкупе с неизменными разливами Нила стали основой для зарождения в Древнем Египте циклической модели времени.

Тайна Египетского календаря

Рубрика История и исторические личности
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 29.11.2014
Размер файла 494,5 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Структура египетского календаря

2. Связь египетского календаря с числовыми характеристиками додекаэдра

3. Официальный календарь (для официальных документов)

4. Лунный календарь

5. Уникальные особенности древнеегипетского календаря

Заключение


Список литературы

Что такое календарь? Русская пословица гласит: «Время — око истории». Все, что существует во Вселенной: Солнце, Земля, звезды, планеты, известные и неизвестные миры, и все, что есть в природе живого и неживого, все имеет пространственно-временное измерение. Время измеряется путем наблюдения периодически повторяющихся процессов определенной длительности.

В основу измерения времени астрономия положила движение небесных тел, которое отражает три фактора: вращение Земли вокруг своей оси, обращение Луны вокруг Земли и движение Земли вокруг Солнца. От того, на каком из этих явлений основывается измерение времени, зависят и разные понятия времени. Астрономия знает звездное время, солнечное время, местное время, поясное время, декретное время, атомное время и т.д.

Солнце, как и все остальные светила, участвует в движении по небосводу. Кроме суточного движения, Солнце обладает так называемым годичным движением, а весь путь годичного движения Солнца по небосводу называется эклиптикой. Если, например, заметить расположение созвездий в какой-нибудь определенный вечерний час, а затем повторять это наблюдение через каждый месяц, то перед нами предстанет иная картина неба. Вид звездного неба изменяется непрерывно: каждому времени года свойственна своя картина вечерних созвездий и каждая такая картина через год повторяется. Следовательно, по истечении года Солнце относительно звезд возвращается на прежнее место.

Для удобства ориентировки в звездном мире астрономы разделили весь небосвод на 88 созвездий. Каждое из них имеет свое наименование. Из 88 созвездий особое место в астрономии занимают те, через которые проходит эклиптика. Эти созвездия, кроме собственных имен, имеют еще обобщенное название — зодиакальные (от греческого слова «zoop» — животное). Они представляют собой широко известные во всем мире символы (знаки) и аллегорические изображения, вошедшие в календарные системы.

Известно, что в процессе перемещения по эклиптике Солнце пересекает 13 созвездий. Однако астрономы сочли нужным разделить путь Солнца не на 13, а на 12 частей, объединив созвездия Скорпион и Змееносец в единое — под общим названием Скорпион (почему?).

Проблемами измерения времени занимается специальная наука, называемая хронологией. Она лежит в основе всех календарных систем, созданных человечеством. Создание календарей в древности являлось одной из важнейших задач астрономии.

Что же такое «календарь» и какие существуют системы календарей? Словокалендарь происходит от латинского слова calendarium, что буквально означает «долговая книга»; в таких книгах указывались первые дни каждого месяца -календы, в которые в Древнем Риме должники платили проценты.

С древнейших времен в странах Восточной и Юго-Восточной Азии при составлении календарей большое значение придавали периодичности движения Солнца, Луны, а также Юпитера и Сатурна, двух гигантских планет Солнечной системы. Есть основание предполагать, что идея создания юпитерианского календаря с небесной символикой 12-летнего животного цикла связана с вращением Юпитера вокруг Солнца, который делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 12 лет (11,862 года).

С другой стороны вторая гигантская планета Солнечной системы — Сатурн делает полный оборот вокруг Солнца примерно за 30 лет (29, 458 года). Желая согласовать циклы движения гигантских планет, древние китайцы пришли к идее введения 60-летнего цикла Солнечной системы. В течение этого цикла Сатурн делает 2 полных обороты вокруг Солнца, а Юпитер — 5 оборотов.

При создании годичных календарей используются астрономические явления: смена дня и ночи, изменение лунных фаз и смена времен года. Использование различных астрономических явлений привело к созданию у различных народов трех типов календарей: лунные, основанные на движении Луны, солнечные, основанные на движении Солнца, и лунно-солнечные.

1. Структура египетского календаря

В долине Нила был создан календарь, просуществовавший вместе с Египетской цивилизацией около 4-х тысячелетий. Происхождение этого календаря связано с Сириусом — яркой звездой тропического небосвода. Промежуток времени между двумя гелиакическими восхождениями Сириуса, совпадающих в Древнем Египте с летним солнцестоянием и предшествовали разлива Нила, составляет 365,25 суток. Однако в длину своего года египтянами было положено целое число дней — 365. Таким образом, за каждые 4 года сезонные явления опережали календарь на 1 сутки. Однако позже было обнаружено, что такая длительность календарного года не соответствует астрономическому. И тогда египтяне добавили к календарному году «хвостик» из 5 дней, которые однако не входили в состав месяцев(На такой шаг решился только один правитель — Евергет третий, из династии Птолемеев. В 238 году до нашей эры он издал указ, по которому фактически провозглашалось введение одного дополнительного дня в году, то есть появление високосного года. Египетский год был короче тропического на 6 часов. Это значит, что через каждые 4 года восход Сириуса «запаздывал» на 24 часа, а каждые 120 лет эти шесть часов давали целый месяц «опоздания». Это привело к тому, что начало года постепенно сдвигалось на более раннее время.). Эти дни назывались Hrj.w-rnp.t (хериу-ренпет), что дословно означало «находящиеся над годом». Каждый такой день отмечался как день рождения соответствующего божества: Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды. Таким образом, египетский календарный год имел следующую числовую структуру:365 = 12 * 30 + +5. Заметим, что именно египетский календарь является прообразом современного календаря. При отсутствии високосных лет Новый год проходил за 1460 (365 Ч 4) лет все сезоны и возвращался на начальное число. Период в 1460 назывался сотичним периодом, циклом, или Великим годом Сотиса.

2. Связь египетского календаря с числовыми характеристиками додекаэдра

Анализируя египетский календарь, а также египетские системы измерения времени и угловых величин, мы обнаруживаем, что в них с удивительным постоянством повторяются четыре числа: 12, 30, 60 и производное от них число 360 = 12 * 30. Возникает вопрос: не существует ли какой-то фундаментальной научной идеи, которая могла бы дать простое и логичное объяснение использованию этих чисел в египетских системах?

Для ответа на это вопрос еще раз обратимся к додекаэдру, изображенному на Рис. 3.1-д. Напомним, что все геометрические соотношения додекаэдра основаны на золотой пропорции.

Знали ли египтяне додекаэдр? Историки математики признают, что древние египтяне обладали сведениями о правильных многогранниках. Но знали ли они все пять правильных многогранников, в частности додекаэдр и икосаэдр, как наиболее сложные из них? Древнегреческий математик Прокл приписывает построение правильных многогранников Пифагору. Но ведь многие математические теоремы и результаты (в частности Теорему Пифагора) Пифагор позаимствовал у древних египтян в период своей весьма длительной «командировки» в Египет (по некоторым сведениям Пифагор прожил в Египте в течение 22 лет!). Поэтому мы можем предположить, что знание о правильных многогранниках Пифагор, возможно, также позаимствовал у древних египтян (а возможно, у древних вавилонян, потому что согласно легенде Пифагор прожил в древнем Вавилоне 12 лет). Но существуют и другие, более веские доказательства того, что египтяне владели информацией о всех пяти правильных многогранниках. В частности, в Британском Музее хранится игральная кость эпохи Птоломеев, имеющая форму икосаэдра, то есть «Платонового тела», дуального додекаэдру. Все эти факты дают нам право выдвинуть гипотезу о том, что египтянам был известен додекаэдр. И если это так, то из этой гипотезы вытекает весьма стройная система, позволяющая дать объяснение происхождению египетского календаря, а заодно и происхождению египетской системы измерения временных интервалов и геометрических углов.

3. Официальный календарь (для официальных документов)

В Древнем Египте год по официальному календарю делился на 3 сезона по 4 месяца каждый:

1. Время половодья (ахет) — с середины июля до середины ноября

2. Время всходов (перет) — с середины ноября до середины марта

3. Время засухи (шему) — с середины марта до середины июля

Названия сезонов связаны с сельскохозяйственными работами (например, в сезон «Всходы» происходило созревание урожая, а в сезон «Засуха» производился сбор урожая), а также ежегодным разливом р. Нил, оказывающим непосредственное влияние на земледелие (отсюда название сезона «Половодье»). Месяцы обозначались номерами (первый месяц Половодья, второй месяц Половодья и т. д.). Каждый месяц имел 30 дней (без всякой связи с фазами Луны). Иногда для обозначения первого месяца использовали специальное слово — tpj (тэпи), что означает «первый», а для последнего месяца — arky (арки), что переводится как «последний». Египтяне, начиная с конца Древнего Царства, вели летосчисление с момента воцарения нового правителя. В официальных документах дата записывалась по следующей схеме: 1) «год правления» (rnpt-Hsb) и номер года; 2) знак месяца и номер месяца в сезоне; 3) название сезона; 4) знак дня и номер дня по порядку; 5) «времена правления царя двух земель» (xr Hm n nswt-bjt); 6) тронное имя царя в картуше.

rnpt-Hsb 2 (jbd) 3 Axt (sw) 1 xr Hm n nswt-bjt n(j)-mAat-ra(Второй год правления царя двух земель Аменемхета III, день первый третьего месяца сезона Половодья). Считается, что начало года на момент ввода календаря было синхронизировано с гелиакическим восходом Сириуса (первое в году появление перед восходом Солнца). Египетское название Сириуса — spd.t (Сопдет). Однако, поскольку високосных дней не прибавлялось, то каждые 4 года египетский Новый год отставал на 1 день, и только через 1453 года (цикл «Сотис») он снова приходился на день «восхода» звезды Сириус.

Время ввода официального календаря можно рассчитать: например, точно известно, что «восход» Сириуса совпадал с первым днем Нового года в период с 136 по 139 гг. н. э. Можно предположить, что такое же явление наблюдалось в 1317—1314 гг. до н. э. и в 2770—2767 гг. до н. э. Поскольку известно, что такой календарь использовался ещё в Древнем Царстве, то последний период представляется наиболее вероятным. За исключением указанных периодов, «восход» Сириуса не совпадал с первым днём сезона «Половодье». Так, например, арифметически можно вычислить, что в 2293 г. до н. э. «восход» Сириуса и последующий разлив Нила произошёл уже в начале сезона «Всходы». Таким образом, связь названия сезонов с этапами сельскохозяйственных работ в долине Нила, а также с разливом самого Нила была лишь условной, то есть действительной только для указанных периодов по циклу «Сотис». Вопрос о совпадении времени начала разлива Нила и времени «восхода» звезды Сириус также является предметом обсуждения, однако, с достаточной долей уверенности можно утверждать, что на момент ввода такого календаря (начало — середина третьего тысячелетия до нашей эры) эти явления совпадали.

Древнеегипетский календарь в гробнице Сененмута

При Птолемеях была проведена реформа — введение каждые четыре года високосного года. В 238 до н. э., на девятый год царствования Птолемея III Эвергета, в Дельте был обнародован жреческий декрет. В прошлом веке он был найден в Танисе и получил известность как Канопский декрет, по названию того места, где заседал конклав, готовивший реформу календаря. Подобно камню из Розетты, он был трехъязычным, включая греческий текст, иероглифы и египетское демотическое письмо. Египетский год (365 дней) служил единицей измерения времени для астрономов средневековья и раннего нового времени.

календарь астрономия египетский додаэкадр

4. Лунный календарь

Лунный календарь использовался в религиозных и бытовых целях (например, для определения даты религиозных праздников или в личных письмах), а также для определения начала различных этапов сельскохозяйственных работ. Месяцы по лунному календарю не соответствовали месяцам официального календаря, так как по официальному календарю начало разлива Нила могло приходится на любой месяц в соответствии с циклом «Сотис», однако по лунному календарю началу разлива Нила всегда соответствовал месяц Тот. Каждый месяц в лунном календаре назывался по религиозному празднику, отмечаемому в следующем месяце. Во времена Нового царства названия некоторых месяцев изменились в соответствии с названиями местных праздников, которые отмечались в столице Верхнего Египта — Фивах. Изредка названия лунных месяцев все же использовались при обозначении даты по официальному календарю в административных документах. Лунный календарь включал в себя 12 месяцев по 29 — 30 дней каждый. Особое название было для первого дня каждого месяца — psDntjw (песджентиу), что означало «праздник новой луны». Последующие дни именовались в соответствии с их числом (второй, третий, четвёртый и т. д. день такого-то месяца). Соответствие месяцам современного календаря можно установить лишь с той оговоркой, что начало лунного месяца зависело от региона (так как разлив Нила начинался не одновременно на всей территории Древнего Египта): в Мемфисе месяц начинался раньше, чем в Элефантине (в таблице ниже дано примерное соотношение).

Названия месяцев по лунному календарю Древнего Египта

Читать еще:  За пределами кольца - Астрономия и Космос
Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector