Молитвенное правило: как нужно молиться утром и перед сном, утренние и вечерние молитвы, главные ошибки и как их избежать, особенности молитвословия

Какие молитвы нужно читать утром и вечером?

Священники говорят — православный христианин должен молиться утром и вечером. В церковных лавках продаются молитвословы, в которых есть утренние и вечерние правила — большие и не всегда понятные. Какие на самом деле молитвы надо читать утром и вечером? Можно ли молиться утром или перед сном своими словами?

Утренние и вечерние молитвы

В тексте про молитву мы писали: молитва это не просто текст, который надо прочесть — иначе для святости было бы достаточно много читать. Молитва — это движение души, ее соприкосновение с Вечностью — Той, что незримо присутствует внутри человека и вокруг него.

Человек проснулся утром, и его первая мысль — слава Тебе, Господи, я живой. Это движение души и тоже молитва. Она — прообраз утреннего молитвенного правила.

Общение с Богом — это настолько широкое и всеобъемлющее понятие, что текст — лишь оболочка и, действительно, не всегда обязательная. Например, некоторые монахи вне служб молятся только одной-единственной молитвой — «Господи Иисусе Христе, помилуй мя». В ней — вся суть, весь корень человеческой жизни, и все остальное в жизни человека — его просьбы и нужды — лишь «жизненные наслоения», для монаха совершенно не принципиальные. Для них сама жизнь — это молитва.

Но мы не монахи (да и не все монахи умеют так жить). И Церковью за две тысячи лет были собраны тексты молитв и целые молитвенные правила — как помощник нам. Например — молитвы утренние и молитвы на сон грядущим, которые мы видим в каждом молитвослове. Считается, они наиболее полно соответствуют тем порывам души и духовным «задачам», которые стоят перед человеком, проводящим день вне монастыря, на мирской суетливой работе и в бытовых заботах.

Обязательно ли молиться утром или вечером?

Слово «обязательно» не совсем точное. Святые учили, что на определенном этапе духовного пути и на определенном этапе познания себя молитва и богообщение становятся для души необходимостью — ее «убежищем», поддержкой и вдохновением, которое она обретает в соприкосновении со Святым Духом.

Человек не совершил утреннего правила — и нет в нем опоры.

Человек не прочитал молитвы на сон грядущим — и опоры еще меньше.

Может быть, правильно сказать, что молиться не «обязательно», а «нужно». Как спортсмен, который каждый день делает зарядку и ведет здоровый образ жизни — ему это нужно. Или писатель, который старается каждый день писать хотя бы несколько страниц — и ему это тоже «нужно».

Человеку, который опирается в своей жизни на ценности Любви, Вечности, ответственности перед Богом и радости в пребывании со Христом — молиться тоже нужно. И в какой-то момент духовного пути это становится настолько нужно, что ничего иного и не сможет сказать он, кроме как то, что молиться и вечером, конечно же, обязательно.

Но как прийти к пониманию, что вечерние и утренние молитвы это не обязанность, а «жизнь»? Как достичь такой меры понимания вещей?

Святые и священники опять же говорят: все приходит со временем и у каждого по-разному. Кто-то сначала заставляет себя через силу и именно упорством прокладывает себе путь к живой молитвенной жизни: молитва в какой-то момент сама к нему приходит и становится для него в хорошем смысле привычкой. Кто-то молится каждый день, потому что в какой-то момент жизни именно молитва поддержала его. Память об этом помогает ему поддерживать это правило, и само правило для него уже не правило, а образ жизни. Кто-то вдохновляется примерами рядом…

Не только миряне, но и все без исключения монахи проходят период, когда тело и ум глухи к молитве. Один из самых почитаемых святых XX века Силуан Афонский переживал подобную богооставленность десять с лишним лет, и только потом благодать пришла к нему — да с такой силой, какую многие не сподобляются получить и за жизнь. Мы писали об это святом. Почитайте. Его история очень вдохновляет!

Когда были составлены утренние и вечерние молитвы?

Сами по себе молитвы были написаны сотни и сотни лет назад различным святыми. Например, в утренние и вечерние правила входят тексты молитв Иоанна Златоустого и Макария Великого. Молитву «Отче наш» и вовсе заповедал нам Христос во время одной из своих проповедей. В молитвенные правила также включен «Символ веры», который был составлен в первые века христианства, а также— псалом из Ветхого завета.

А вот сам состав и порядок утренних и вечерних правил, который мы видим в молитвослове, сложился недавно — возможно, только в XVIII веке. А массово употребимым и «обязательным» стал и вовсе в конце XIX и затем в XX веке — сначала благодаря самому факту распространения печатных книг на Руси, а затем благодаря однотипным стандартным молитвословам, которые, как могла, печатала в советское время патриархия.

Молитвослов на церковнославянском языке. Дореволюционное издание. Страница с началом утренних молитв.

То есть эти молитвенные последования сравнительно «молодые». А до этого обычные миряне читали Полунощницу и Малое повечерие — короткие службы, которые совершаются (или правильнее сказать читыаются) ежедневно в монастырях. Они — относительный прообраз утренних и вечерних молитв в молитвослове.

Зачем в таком случае были составлены утренние и вечерние молитвы? По-видимому, предстоятели Церкви сочли, что монастырские службы, — если они вырваны из общего суточного круга служб и вообще из монастырского «контекста», — не отражают всех нужд души, которые есть у мирянина.

Скорее всего, так оно и есть.

Читать еще:  КАК ДЕЙСТВУЕТ ПРИВОРОТ МУЖЧИНЫ НА ЯБЛОКО

Можно ли читать Малое повечерие вместо вечерних молитв?

Священники благословляют читать Малое повечерие в периоды, когда молитвы на сон грядущим из молитвослова не оставляют в душе никакого отклика. Ведь тексты молитв — не правило ради правила, а помощник человеку и поддержка. Возможно, также можно поступать и с полунощницей.

Но в любом случае, это лучше делать с благословения духовника, потому что никакие правила или устои в Церкви не возникли просто так. Человеку не обязательно быть монахом или святым, чтобы отказаться от каких-то традиций, но важно как минимум иметь соответствующую внутреннюю устроенность. Оценить ее самостоятельно человек чаще всего не может. А вот священник (или лучше священник-духовник) — вполне.

Можно ли молиться утром и вечером своими словами?

Святые и священники приветствуют молитвы своими словами — поскольку это показывает, что в человеке духовная жизнь происходит живая, а не только «книжная». Однако по поводу утренних и вечерних молитв высказываются весьма однозначно — заменять их полностью «своими словами» неправильно. Максимум — дополнять.

По двум взаимосвязанным причинам.

Первая — важность того, что есть правило. Наличие установленных правил — одна из самых важных сторон, которые присутствует в духовной жизни человека. Правило — «правит» и исправляет человека.

Во-вторых — продолжительность молитвы. Практика показывает, что когда говорят о «молитве своими словами», то чаще всего сводется всё к коротким полутора-, двухминутным обращениям к Богу. Никто не говорит, что нужно молиться по часу в день, но и две, и даже пять минут «правилом» никак не назовешь…

И потом: все молитвы, которые собраны в молитвословах — это не просто сухие тексты, а живые молитвы, которые сами святые когда-то произносили «своими словами». И их слова очень часто гораздо глубже и «правильнее» для души чем самые искренние наши собственные слова.

Когда нужно молиться утром и когда нужно молиться вечером?

Идеально так: человек читает утренние молитвы сразу после сна, а вечерние — прямо перед сном. Это было бы прямым олицетворением идеи: «первая мысль за день — о Боге, и последняя тоже».

Но у нас есть семьи, где не все верующие и нельзя уединиться, у нас есть обстоятельства. Поэтому иногда, например, можно видеть людей, которые читают молитвы в транспорте по пути на работу или по пути с нее. Некоторые духовники вообще рекомендуют своим чадам не откладывать молитву на совсем перед сном: лучше помолиться пораньше, когда есть силы и свежая голова, а не после всех семейных забот и получаса сидения в смартфоне и за телевизором, от которых в голове не остается вообще никаких духовных сил.

В конечном итоге — во сколько именно читаются утренние и вечерние правила — это не критичный вопрос. Важно, чтобы правило было, и желательно, чтобы сама мысль человека перед сном, и сразу после него была бы не о мелочи жизни, а о Вечности — перед которой все мы стоим, и перед которой рано или поздно окажемся. И сама эта мысль о Вечности, проживаемая человеком глубоко, способна преобразить его ум и открыть путь к глубокой, непрестанной и исцеляющей молитве — «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя!»

Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте

Молитвенное правило

Моли́твенное пра́вило – 1) ежедневные утренние и вечерние молитвы, которые совершают христиане (рекомендуемые тексты можно найти в молитвослове); 2) регламентированное чтение этих молитв.

Правило бывает общим – обязательным для всех или индивидуальным, подбираемым для верующего духовником с учетом его духовного состояния, сил и занятости.

Состоит из утренних и вечерних молитв, которые совершаются ежедневно. Этот жизненный ритм необходим, поскольку в противном случае душа легко выпадает из молитвенной жизни, как бы просыпаясь лишь от случая к случаю. В молитве же, как и во всяком большом и трудном деле, одного «вдохновения», «настроения» и импровизации недостаточно.

Чтение молитв связует человека с их творцами: псалмопевцами и подвижниками. Это помогает обрести духовный настрой, родственный их сердечному горению. В том, чтобы молиться чужими словами, пример нам – Сам Господь Иисус Христос. Его молитвенные возгласы во время крестных страданий – строки из псалмов ( Пс. 21:2; 30:6 ).

Существует три основных молитвенных правила:
1) Полное молитвенное правило, которое печатается в «Православном молитвослове»;

2) Краткое молитвенное правило. У мирян иногда возникают ситуации, когда времени и сил для молитвы остаётся мало, и в таком случае лучше со вниманием и благоговением прочитать краткое правило, чем торопливо и поверхностно, без молитвенного настроя — всё положенное правило целиком. Святые отцы учат с рассуждением относиться к своему молитвенному правилу, с одной стороны, не давая поблажек своим страстям, лени, саможалению и прочим, которые могут разрушить правильное духовное устроение, а с другой стороны, учиться без соблазна и смущения сокращать или даже несколько изменять правило тогда, когда в этом существует действительная необходимость.

утром: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Богородице Дево», «От сна восстав», «Помилуй мя Боже», «Символ веры», «Боже, очисти», «К Тебе, Владыко», «Святый Ангеле», «Пресвятая Владычице», призывание святых, молитва за живых и усопших;
вечером: «Царю Небесный», Трисвятое, «Отче наш», «Помилуй нас, Господи», «Боже вечный», «Благаго Царя», «Ангеле Христов», от «Взбранной Воеводе» до «Достойно есть»;

3) Краткое молитвенное правило преподобного Серафима Саровского: три раза «Отче наш», три раза «Богородице Дево» и один раз «Символ веры» – для тех исключительных дней и обстоятельств, когда человек находится в крайнем утомлении или весьма ограничен во времени.

Совсем опускать молитвенное правило нежелательно. Даже если молитвенное правило читается без должного внимания, слова молитв, проникая в душу, оказывают свое очищающее воздействие.

Основные молитвы следует знать наизусть (при регулярном чтении они постепенно запоминаются человеком даже с очень плохой памятью), чтобы они глубже проникли в сердце и чтобы их можно было повторять в любых обстоятельствах. Желательно изучить текст перевода молитв с церковнославянского языка на русский (см. «Толковый молитвослов»), чтобы понимать значение каждого слова и ни одно слово не произносить бессмысленно или без точного осмысления. Очень важно, чтобы приступающий к молитвословию изгнал из сердца обиды, раздражение, горечь. Без усилий, направленных на служение людям, на борьбу с грехом, на установление контроля над телом и душевной сферой, молитва не может стать внутренним стержнем жизни.

В условиях современного быта, учитывая загруженность и ускоренные темпы, мирянам нелегко отводить для молитвы определенное время. Врагом молитвы утренней является спешка, а молитвы вечерней – усталость.
Утренние молитвы лучше всего читать до начала всякого дела (и до завтрака). В крайнем случае, их произносят по дороге из дома. Поздно вечером часто бывает трудно сосредоточиться из-за усталости, поэтому можно рекомендовать читать вечернее молитвенное правило в свободные минуты до ужина или еще раньше.

Читать еще:  Признаки приворота у мужчин на месячные как снять

Во время молитвы рекомендуется уединиться, возжечь лампаду или свечу и встать перед иконой. В зависимости от характера внутрисемейных взаимоотношений можно рекомендовать чтение молитвенного правила вместе, всей семьей, или каждому члену семьи отдельно. Общая молитва рекомендуется перед вкушением пищи, в торжественные дни, перед праздничной трапезой и в других подобных случаях. Семейная молитва – это разновидность церковной, общественной (семья – своего рода «домашняя Церковь») и поэтому не заменяет молитву индивидуальную, а лишь дополняет ее.

Перед началом молитвословия следует осенить себя крестным знамением и совершить несколько поклонов, поясных или земных, и постараться настроиться на внутреннюю беседу с Богом. Трудность молитвы – нередко признак ее подлинной действенности.

Молитва за других людей (см. помянник) – неотъемлемая часть молитвословия. Предстояние Богу не отдаляет человека от ближних, но связывает его с ними еще более тесными узами. Не следует ограничиваться только молитвой за близких и дорогих нам людей. Молитва за тех, кто причинил нам огорчение, вносит в душу мир, оказывает воздействие на этих людей и делает нашу молитву жертвенной.

Хорошо окончить молитвословие благодарением Богу за дарованное общение и сокрушением о своей невнимательности. Приступая к делам, надо прежде подумать о том, что предстоит говорить, делать, видеть в течение дня и испросить у Бога благословения и сил для следования Его воле. В гуще трудового дня надо творить краткую молитву (см. Иисусова молитва), которая поможет и в повседневных делах находить Господа.

Можно ли сокращать молитвенное правило?

Этот вопрос волнует многих современных людей. Однако, как представляется, дать на него однозначный ответ, «да» или «нет», безотносительно к обстоятельствам нельзя.

С одной стороны правило для того и существует, чтобы его соблюдать. Важность молитвенного правила заключается в том, что оно ориентирует христианина в правильном русле.

Входящие в состав правила молитвы способствуют формированию надлежащих отношений богомольца с Богом, святыми и вообще с ближними, предохранению его от действий лукавых сил и внутренних страстей.

Многие, не имей они этого спасительного правила, может быть даже и не знали бы, как именно, о чём именно и с какой регулярностью должно молиться Богу и Его угодникам.

С другой стороны существует различные жизненные ситуации, когда верующему, либо ввиду немощи телесной или духовной, либо ввиду иных причин (например, в случае особо ответственных вахт и дежурств, караулов, активных боевых действий) регулярно читать молитвенное правило целиком бывает или крайне затруднительно, или практически невозможно.

В подобном случае следует помнить, что молитвенное правило хотя и является правилом, подразумевающим уместность его исполнения, однако не предполагает абсолютной, безусловной необходимости его соблюдения.

Иногда бывает лучше прочесть меньше молитв, но искренне и с усердием (от сердца), чем все (составляющее полное правило), но «формально» (небрежно, скороговоркой, перепрыгивая через строчки и т. п.).

Существуют, к слову, и сокращённые варианты молитвенного правила.

Но всё же в случае возникновения сомнений по этому поводу есть смысл обратиться за конкретной рекомендацией к опытному, духовно мудрому пастырю, духовнику.

Хорошо ли, если молитвенное правило будет побольше: кроме обычных утренних и вечерних молитв – акафисты, каноны?

Самое главное в исполнении молитвенного правила – постоянное ежедневное исполнение его. При нужде оно сокращается. Надо иметь такое правило, чтобы оно не превышало ваших сил и чтобы совесть не укоряла за леность.

Утреннее и вечернее правила – это лишь необходимая духовная гигиена. Молиться же нам заповедано непрестанно (см. молитва Иисусова). Святые отцы сказали: если будешь сбивать молоко, получится масло, так и в молитве – от количества переходит в качество.

«Чтобы правило стало не препятствием, а настоящим двигателем человека к Богу, необходимо, чтобы оно было соразмерно его духовным силам, соответствовало его духовному возрасту и состоянию души. Многие люди, не желая себя отягощать, сознательно выбирают слишком легкие молитвенные правила, которые из-за этого становятся формальными и не приносят плодов. Но иногда и большое правило, выбранное из неразумной ревности, тоже становится кандалами, ввергая в уныние и мешая духовно расти.
Правило — не застывшая форма, в течение жизни оно обязательно должно меняться и качественно, и внешне».

Святитель Феофан Затворник так кратко систематизирует советы по прочтению молитвенного правила:

«а) никогда спешно не читайте, а читайте будто нараспев… В древности все читаемые молитвы брались из псалмов… Но нигде не встречаю слова «читать», а везде «петь»…

б) во всякое слово вникайте и не мысль только читаемого воспроизводите в сознании, но и чувство соответственное возбуждайте…

в) чтобы подсечь позыв на спешное чтение, положите — не то и то вычитывать, а простоять на читательном молитвословии четверть часа, полчаса, час… сколько обычно выстаиваете… и затем не заботьтесь… сколько прочитаете молитв, — а как пришло время, если нет охоты стоять далее, переставайте читать…

г) положив это, однако ж, на часы не посматривайте, а так становитесь, чтобы стоять без конца: мысль и не будет забегать вперед…

д) чтобы способствовать движению молитвенных чувств в свободное время, перечитывайте и передумывайте все молитвы, которые входят в ваше правило, — и перечувствуйте их, чтобы, когда на правиле станете их читать, знать, наперед, какое чувство должно быть возбуждаемо в сердце…

е) никогда не читайте без перерыва молитвы, а всегда перерывайте их своеличною молитвою, с поклонами, в средине ли молитв придется это сделать или в конце. Как только вспадет что на сердце, тотчас останавливайтесь читать и кладите поклоны. Это последнее правило — самое нужное и самое необходимое для воспитания духа молитвенного… Если какое иное чувство займет очень, вы и будьте с ним и кладите поклоны, а чтение оставьте… так до самого конца положенного времени».

Молитвенное правило

Итак, молитва для православного христианина — это беседа, общение с Богом. Обращение к Господу в молитве — потребность души верующего человека, недаром святые отцы называли молитву дыханием души.

Исполняя ежедневное молитвенное правило, нужно помнить о двух вещах.

Читать еще:  Икона державная божья матерь значение

Первое. Ежедневная молитва потому и называется правилом, что обязательна к исполнению. Каждый православный христианин молится утром и перед сном; он молится и перед едой, а после еды благодарит Бога. Христиане молятся перед началом всякого дела (работы, учебы и др.) и по его окончании. Перед началом работы читается молитва «Царю Небесный. » или специальные молитвы на начало всякого дела. По окончании дела обычно читается молитва Богородице «Достойно есть». Все эти молитвословия содержатся в православном Молитвослове.

Итак, в молитвенной жизни должна быть регулярность и дисциплина. Ежедневное молитвенное правило нельзя пропускать и молиться только тогда, когда захочется и будет настроение. Христианин — воин Христов, в крещении он принимает присягу на верность Господу. Жизнь всякого воина, солдата называется службой. Строится она по особому распорядку и уставу. И православный человек также несет свою службу, совершая молитвенное правило. Эта служба Богу проходит по уставам Церкви.

Второе, о чем следует помнить, исполняя правило: нельзя превращать ежедневную молитву в формальное вычитывание положенных молитвословий. Бывает, что священнику на исповеди приходится слышать: «Начал читать утренние молитвы и только на середине понял, что читаю вечернее правило». Значит, чтение было чисто формальным, механическим. Оно не дает духовных плодов. Чтобы исполнение правила не превратилось в формальную вычитку, нужно читать его не торопясь, лучше вслух или вполголоса, вдумываясь в смысл молитвы, стоя благоговейно — ведь мы предстоим Самому Богу и разговариваем с Ним. Собираясь молиться, нужно собрать себя, успокоиться, отогнать все житейские мысли и попечения. Если во время чтения молитв пришло невнимание и посторонние помыслы и мы перестали обращать внимание на читаемое, нужно остановиться и начать читать молитву заново, уже с должным вниманием.

Новоначальному христианину бывает трудно сразу читать полное молитвенное правило. Тогда с благословения духовного отца или приходского священника он может выбрать из Молитвослова хотя бы несколько утренних и вечерних молитв. Например, три или четыре, и молиться по этому сокращенному правилу, постепенно прибавляя по одной молитве из Молитвослова — как бы восходя «от силы в силу».

Конечно, человеку, делающему первые шаги в духовной жизни, непросто выполнить полное правило. Он еще многого не понимает. Церковнославянский текст для него пока еще сложен для восприятия. Следует приобрести небольшой словарь церковнославянских слов, чтобы лучше понять смысл читаемых текстов. Понимание и навык молитвы обязательно придет со временем, если человек искренне хочет понять прочитанное и не стоит на месте в молитвенной жизни.

В утренних молитвах христиане просят у Бога благословение на день грядущий и благодарят Его за ночь прошедшую. Вечерние молитвы готовят нас ко сну, а также являются исповеданием грехов минувшего дня. Кроме утреннего и вечернего правила, православный человек в течение всего дня должен хранить память о Боге и мысленно к Нему обращаться. Без Меня не можете делать ничего, — говорит Господь (Ин 15, 5). Всякое дело, даже самое простое, нужно начинать хотя бы с краткой молитвы о помощи Божией в наших трудах.

Очень многие матери грудных детей жалуются, что у них совсем не остается времени на ежедневное правило. Действительно, когда ребенок растет и о нем нужно заботиться днем и ночью, исполнять полное молитвенное правило очень непросто. Здесь можно посоветовать постоянно творить внутреннюю молитву в течение дня и во всех делах и заботах просить у Бога помощи. Это относится не только к матери маленьких детей, но и к любому православному христианину. Так наша жизнь будет проходить с постоянной памятью о Боге и мы не забудем Его в суете мирской.

Молитвы условно подразделяются на просительные, покаянные, благодарственные и славословные. Конечно, мы не только должны обращаться к Господу с просьбами, но обязаны непрестанно благодарить Его за бесчисленные Его благодеяния. И, главное, должны уметь видеть в своей жизни дары Божии и ценить их. Нужно взять за правило: в конце дня вспоминать все то хорошее, что было послано от Бога в день минувший, и читать благодарственные молитвы. Они есть в любом полном Молитвослове.

Кроме обязательного молитвенного правила, каждый православный человек может взять на себя и сугубое правило. Например, читать в течение дня каноны, акафисты. Особенность построения акафиста в повторяющемся многократно слове «радуйся». Поэтому он отличается особым радостным настроем. В древности в духовной жизни христианина особое место занимало ежедневное чтение псалмов.

Чтение канонов, акафистов, псалмов помогает в скорбные или тяжелые периоды жизни. Например, канон молебный Богородице (он есть в Молитвослове) читается во всякой скорби душевной и обстоянии, как сказано в самом его названии. Если христианин хочет взять на себя особое молитвенное правило (читать каноны или, например, творить молитву Иисусову: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» по четкам), он должен взять на это благословение духовного отца или приходского священника.

Кроме постоянного молитвенного правила, христианин должен регулярно читать Священное Писание Нового Завета.

Можно услышать такое мнение: зачем так часто обращаться к Богу со своими просьбами, молитвами? Господь и так знает, в чем мы имеем нужду. Мол, обращаться к Богу нужно лишь в особых случаях, когда это действительно необходимо.

Такое мнение — всего лишь оправдание собственной лени. Бог — Отец наш Небесный, и как всякому Отцу, Ему хочется, чтобы Его дети общались с Ним, обращались к Нему. И Божия благодать, и милость к нам не могут оскудеть никогда, сколько бы мы ни обращались к Богу.

Вспоминается такая притча:

В доме богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол был изысканный, и подали лучшие яства. Сели за стол. Все смотрели на священника и думали, что теперь он помолится перед едой. Но священник сказал: «Хозяин должен молиться за столом, он — первый молитвенник в семье».

Наступило неловкое молчание: в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: «Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. К чему делать одно и то же каждый день, каждый год? Нет, мы не молимся». Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала: «Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить “доброе утро”?»

Источники:

http://uznavay.pro/kakie-molitvy-nuzhno-4itat-utrom-i-vecherov/
http://azbyka.ru/molitvennoe-pravilo
http://pravoslavie.ru/103901.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector