В России утвержден список духовно-нравственных ценностей

“Нравственные ценности российского народа”
статья по обществознанию

Материал статьи посвещен такому важному вопросу в формиовании патриотизма у обучающихся как духовно-нравственным ценностям народа, и может быть использован как на уроках обществознания, так и на уроках в 5 классе по курсу ОДНКНР, а так же на классных часах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Нравственные ценности российского народа

История российского государства показывает, что в моменты экстремальных потрясений власть использовала традиционные ценности общества для создания единой культурной идентичности у разных слоев населения. Сегодня это необходимо, как никогда ранее.

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, в 2015 г. подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России.

Духовные ценности — одобряемые или разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и тд. Есть ценности, важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать общечеловеческими. Общечеловеческие ценности представляют собой набор самых общих требований к поведению человека, принадлежащего к любой культуре. К таким ценностям относятся: истина, свобода, человеколюбие, честь, совесть, справедливость, воля, вера в добро, любовь, польза, сохранение жизни человека, признание прав и свобод гражданина, решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, защита окружающей среды, утверждение ненасилия как основы жизни человеческого общества, стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Российская Федерация — многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями в глубь веков. Религиозные ценности выражают духовно-нравственные ценности народа, закладывают основы общественной морали. Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, жизни в соответствии с требованиями совести и нравственных законов. Особое место в духовно-нравственном развитии страны принадлежит православию как наиболее распространённой в нашей стране религии.

Духовно-нравственное воспитание личности гражданина России –процесс усвоения и принятия обучающимся базовых национальных ценностей. Носителями этих ценностей являются многонациональный народ Российской Федерации, государство, семья, культурно-территориальные сообщества, традиционные российские религиозные объединения (христианские, прежде всего в форме русского православия, исламские, иудаистские, буддистские), мировое сообщество.

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.Следующая ступень развития гражданина России – это осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».

Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в социально-исторических, культурных, семейных традициях многонационального народа России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности производны от национальной жизни России во всей ее исторической и культурной полноте, этническом многообразии. Традиционными источниками нравственности являются: Россия, многонациональный народ Российской Федерации, гражданское общество, семья, труд, искусство, наука, религия, природа, человечество.
Соответственно традиционным источникам нравственности определяются и базовые национальные ценности, каждая из которых раскрывается в системе нравственных ценностей:

Читать еще:  Молитва о браке с любимым человеком

• патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству;
• социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
• гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания;
• семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
• труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
• наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
• традиционные российские религии – представления о вере, духовности, религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
• искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
• природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание;
• человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.

Система базовых национальных ценностей создаёт смысловую основу пространства духовно-нравственного развития личности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдельными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью .

В рамках государственной Стратегии развития воспитания в 2015г. была принята Программа воспитания и социализации обучающихся при получении среднего общего образования (ФГОС), построеная на основе базовых национальных ценностей российского общества. Прграмма направлена на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу своей страны как свою личную, осознающего ответственность за ее настоящее и будущее, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации, подготовленного к жизненному самоопределению.

Точка зрения

Список ценностей – только в контексте Стратегии

В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, подписанной Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым, говорится, что Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России (см. список ниже). Что думают про этот список традиционных ценностей священники?

Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)

  • человеколюбие
  • справедливость
  • честь
  • совесть
  • воля
  • личное достоинство
  • вера в добро
  • стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

На вопрос отвечает протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»:

– Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали»… То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей нет – перечислены размытые общие понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.

Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.

Потому что дальше, в различных пунктах документа, акценты все-таки расставляются, там говорится о важных вещах, в том числе и о настоящих ценностях.

Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии. И это плохо в условиях очевидной военной опасности , в которой находится наше государство, Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны». Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов. Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем, нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии.

Читать еще:  Крестные родители: их обязанности и ответственность

Поэтому мы и имеем грустный пример студентки Вари, которая хотела уехать в ИГИЛ.

Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны. Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче. В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» – стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.

ОКСАНА ГОЛОВКО, ТАМАРА АМЕЛИНА | 09 ИЮНЯ 2015 Г.

Традиционные культурные, духовные и нравственные ценности российского общества как основа духовно-нравственного воспитания молодежи – из опыта работы студенческого научного общества.

Добавляйте авторские материалы и получите призы от Инфоурок

Еженедельный призовой фонд 100 000 Р

Традиционные культурные, духовные и нравственные ценности российского общества как основа духовно-нравственного воспитания молодежи – из опыта работы студенческого научного общества.

Карасева Н.В., преподаватель ГБПОУ СГПК.

Сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества признаны стратегическими целями в обеспечении национальной безопасности России.

31 декабря 2015 года Президент России подписал Указ N 683 “О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации”. Согласно данной Стратегии, к традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся:

– приоритет духовного над материальным,

– нормы морали и нравственности,

– историческое единство народов России,

– преемственность истории нашей Родины.

Человек, живущий в реальных условиях конкретной исторической эпохи, под влиянием среды и воспитания, усваивает и присваивает те или иные ценности. Так возникает ценностная ориентация. Каждый человек в той или иной мере ориентирован на нравственные ценности. Но только устойчивые ценностные ориентации характеризуют развитую, зрелую личность.

Конечной целью духовно-нравственного развития и воспитания учащихся должно стать формирование личностных нравственных идеалов. Обобщенный идеал современных школьников и студентов – это самостоятельная, материально обеспеченная личность, уверенная в себе, успешная в жизни и карьере. Если бы при этом ценились такие социально- нравственные качества, как трудолюбие, профессионализм, ответственность, самодисциплина, самоконтроль, позволяющие достичь высокого уровня притязаний, то в таком идеале не было бы ничего противоречащего моральным нормам и ценностям. По мнению Н.Е. Щурковой, культурного человека характеризует не отказ от материальных потребностей (что в принципе невозможно, поскольку человек – биосоциальное существо), а равномерное соотношение духовных и материальных ценностей в его ценностном мире.

Приобщение к ценностям, социальному опыту и нормам общества происходит в результате процесса социализации. Базовые ценности личности формируются к 18–20 годам, а затем остаются достаточно стабильными, претерпевая изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды.

Исследователи В. Пантин и В. Лапкин определяют ценности как «обобщенные представления людей относительно наиболее значимых целей и норм поведения, которые определяют приоритеты в восприятии действительности, задают ориентации их действиям и поступкам во всех сферах жизни и в значительной мере формируют «жизненный стиль» общества.

Т. А. Рассадина характеризует традиционные ценности как «разновидности ценностей, в которых отселектирован, передан и воспринят от человека к человеку, от поколения к поколению исторический социальный опыт, аккумулирующий в виде образцов, норм, принципов представления о лучшем, авторитетном в культуре».

Великий русский философ Н. О. Лосский писал: «Соборное единение различных народов предполагает возможность взаимопроникновения национальных культур. Как аромат ландыша, голубой свет и гармоничные звуки могут наполнять одно и то же пространство и сочетаться воедино, не утрачивая своей определенности, так и творения различных национальных культур могут проникать друг в друга и образовать высшее единство».

Воспитание национально. Подтверждением этого утверждения К.Д. Ушинского может служить «золотое правило» этнопедагогики, сформулированное академиком РАО Г.Н. Волковым: «без памяти (исторической) – нет традиций, без традиций – нет культуры, без культуры – нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа (исторической личности)».

Читать еще:  Как сделать приворот на яблоке самостоятельно?

По мнению Д.А.Медведева «…в современных условиях мы просто обязаны консолидироваться вокруг наших национальных приоритетов: справедливости, свободы, жизни человека, его благосостояния и достоинства, семейных традиций, любви и верности, заботы о младших и старших, патриотизма, самостоятельности и независимости государства, межнационального мира. Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией. Наш народ духовно и нравственно богат. Нам есть, чем гордиться, есть, что любить, есть, что отстаивать и что защищать, есть к чему стремиться».

Благодаря исторической памяти народа реализуется универсальная социально-культурологическая и педагогическая идея преемственности как основы связи прошлого, настоящего и будущего в развитии культурного процесса.

Содержание проекта «Ставрополь: гордимся прошлым, строим будущее!» разработано в соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сказано, что «важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание. Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России», и на основе концепции воспитательной работы Ставропольского государственного политехнического колледжа.

Безусловно, современное развитие города предполагает реконструкцию сложившейся застройки Ставрополя.

Мне, как педагогу, хочется сохранить и передать память о своеобразии и уникальности родного города и сформировать понимание бережного отношения к его истории.

Когда я задумалась, что для этого необходимо, стали очевидны мои шаги:

1) познакомить с историей возникновения Ставрополя;

2) дать представление о развитии города через исследование исторической и современной застройки;

3) развивать умение и навыки работы с разными историческими источниками, проводить исторические исследования, оформлять собранный материал;

4) развивать творческие способности через оформление презентаций, докладов, рефератов, фотовыставок, проведение акций;

5) формировать патриотизм, сострадание и милосердие в общении с пожилыми людьми, сотрудничество, ответственность, умение работать в коллективе.

Эта работа долговременная, включает два направления и осуществляется в несколько этапов.

Первое направление – изучение исторической и современной застройки Ставрополя, второе – истории малой родины.

Можно выделить следующие этапы работы:

– мотивация научно- исследовательской работы;

– выбор направления исследования;

– фиксация и обработка данных;

– обсуждение результатов исследования, выдвижение и проектировка гипотез;

– оформление результатов работы;

– представление исследовательской работы;

– печатные материалы, выставки;

– награждение талантливых детей.

Работу веду по всем направлениям: связь со Ставропольской епархией, со Ставропольским государственным историко-культурным и природно-ландшафтным музеем – заповедником имени Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве, с картинной галереей пейзажей П.М.Гречишкина, с региональным отделением Союза архитекторов России, с Советом ветеранов г. Ставрополя, с кружком МБОУ СОШ №34 «Град Креста» и музеем колледжа.

Первый этап индивидуальный: только с теми обучающимися, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы. Вместе с тем, возможна и коллективная исследовательская работа учащихся непосредственно на уроках. В частности, мы целенаправленно обучаем студентов использованию исследовательских методов при проведении интегрированных уроков, которые позволяют значительно повысить развивающий и воспитательный потенциал учебного процесса.

Организация индивидуальных ученических исследований и специально разработанные интегративные уроки, предполагающие коллективное выполнение исследовательских заданий, дали вполне конкретные результаты. Так, например:

– повысился уровень знаний учащихся, что проявляется в более глубоком понимании закономерностей изучаемых явлений;

– изменился уровень мыслительной деятельности, они стали рассматривать учебный материал как самостоятельно добываемую важную для них информацию;

– в процессе выполнения исследовательских заданий увеличилось использование произведений изобразительного искусства, художественной литературы, музыки, что способствует эмоционально-нравственному развитию;

– стали ярче проявляться познавательные интересы и их стремление к активной самостоятельной работе на уроках и во внеурочное время;

– студенты начали активно участвовать в творческой проектной деятельности.

На мой взгляд проектная деятельность по узнаванию, восстановлению и передаче исторического опыта прежних поколений раскрывает творческий потенциал обучающихся и способствует живому соприкосновению с нашей исторической традицией. Не случайно эпиграфом стали слова А.П.Чехова: «Все мы народ, и то лучшее, что мы делаем, есть дело народное».

Источники:

http://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2019/11/03/nravstvennye-tsennosti-rossiyskogo-naroda
http://www.naslednick.ru/articles/pointofview/pointofview_19947.html
http://infourok.ru/tradicionnie-kulturnie-duhovnie-i-nravstvennie-cennosti-rossiyskogo-obschestva-kak-osnova-duhovnonravstvennogo-vospitaniya-molod-1728251.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: