Кто такая богиня мара

Кто такая богиня мара

Мара (Морена Кащеевна, Морана) – богиня жатвы, плодородия и смерти, покровительница колдовства и справедливости. По одной из версий Мара была единственной дочерью владетеля нижнего царства Нави Кащея. Однако наиболее распространен другой вариант – Мара, Лада и Жива (или Леля) – три богини-дочери первого поколения, рожденные из искр, что сыпались от ударов молота Сварога о предвечный камень Алатырь.

Мара не уступала в красоте Ладе, и вопреки распространенному мнению не является ее антиподом. Также Мара не противостоит Живе, хотя, по сути, она воплощает в себе весь комплекс сил, диаметрально противоположных созидательной энергии жизни. Основываясь на мифологии древних славян, можно с уверенностью сказать, что все эти богини были абсолютно равноправны и равнозначны в плане восприятия как другими богами, так и людьми.

Мара представлялась нашим предкам как светлокожая, темноволосая и черноглазая красавица, воплощение льда и достоинства. Ее платья всегда были пронзительно-лазурного цвета с белыми кружевами. Мара жила во дворца из чистого, искристого небесного льда и ей подчинялись все духи воды и холода. Также темная богиня водила дружбу с Ягой, женой Велеса. Согласно легендам Мара отдавала Яге души людей, а Яга взамен позволяла богине смерти спускаться в Навий мир, в который по Сварожьим законам ни бог, ни живой человек не имели хода. Также Мара и Яга вместе практиковали чародейство, контроль над стихиями и различными энергиями.

По одной из легенд Мара одно время была женой Кащея. Хитрая и обольстительная богиня фактически напросилась в жены Кащею, обменяв свою свободу на жизни трех небесных дев и трех Ирийских богатырей. Однако в итоге Мара обманула Кащея, она сковала древнего мага чародейскими цепями в казематах его же собственного дворца. Позже Мара неоднократно предпринимала попытки женить на себе Дажьбога. И в один прекрасный день ей это удалось, хотя счастье было недолгим. В результате Марена так и не обрела семейного счастья, оставшись наедине со своей силой. Вместе с тем, богиня вовсе не озлобилась на весь мир, а лишь исправно продолжала выполнять свои сезонные функции – в одно время года посылать урожай, а в другое – лютовать по всей земле вьюгами да морозами.

Безусловно, зима – физическое проявление Мары. Длинными зимними ночами богиня смерти безраздельно властвовала над русской землей, до краев наполняя Навь душами людей, погибших от зимней непогоды. На исходе зимы славяне праздновали начало нового года и прогоняли Мару из Явьего мира, символически сжигая ее тело. Позже христиане извратили этот обычай до неузнаваемости и на сегодняшний день мы имеем некий праздник под названием Масленница, который на самом деле не имеет практически никакого отношения к первоисточнику.

Наряду с Правдой Мара является богиней справедливости и правосудия. Сложно сказать, насколько негативно или позитивно наши предки оценивали образ Мары. Богиня неоднократно спасала мир, но также неоднократно практически губила его. В связи с номинальными и практическими функциями Мары логично предположить, что она воспринималась, как существо, расположенное гораздо выше того пласта реальности, в котором целесообразно оперировать понятиями «добро» и «зло». Мара – это один из универсально-фундаментальных принципов мироздания, один из краеугольных камней бытия, апофеоз единства жизни и гибели, «обязательное» зло. Очевидно, что Мару почитали и славили не меньше остальных богов, поэтому невежественные высказывания о том, что это исключительно негативный персонаж, как минимум, глупы и беспочвенны. Хотя и существует ряд легенд сомнительного происхождения, в которых рассказывается о том, что Мара прибыла в этот мир вместе с Чернобогом, но в отличие от последнего со временем заняла сторону Ирийских богов.

Так или иначе, Мара относится к славянскому пантеону Ясуней, светлых богов, и является одним из главных мифологических образов, в которых наши далекие предки скрыли многие аспекты своего понимания ключевых законов Вселенной.

Атрибуты Мары – холод, зима, смерть, тлен, мрак, разрушение. Ее персональный символ – поток замерзшей воды, так называемые Воды Мары. Этот символ олицетворяет недвижимую мощь, потенциальную энергию, находящуюся до поры до времени в состоянии абсолютного покоя (гармонии). Также достаточно распространенными метафизическими эмблемами Мары являются символ Зимы, как времени года, и комбинированный символ Мара-Вий, два треугольника, соединенные своими вершинами. Однако этот символ всегда воспринимался славянами лишь в негативном аспекте, как образ абсолютной гибели.

Читать еще:  Как самому сделать приворот на любовь

Кто такая богиня мара

Славянская мифология наравне с божественным пантеоном других народностей воспевает положительных и отрицательных персонажей. Языческие кумиры вызывали трепет у наших предков. Поклонение им сопровождалось жертвоприношениями. Богине смерти древние славяне преподносили лучшее из того, что имели, чтобы защитить близких.

История персонажа

Мара упоминалась в сказаниях под именами Морена или Морана. Главным атрибутом богини считался серп. Им жались человеческие жизни. Черная Луна и черепа присутствовали на изображениях персонажа. По утрам Мара покушалась на солнце, но лучи светила прогоняли ее. Мара олицетворяла смерть, зиму, ночь, связанные с угасанием жизненного огня, негативными символами, злом и тьмой. Сопровождая переход в мир мертвых, она также присутствовала при обряде вызова дождя и смене сезонов, ведущей к увяданию живого.

Дочь Лады и Сварога, Морена меняла облик в соответствии со временем года, представая то прелестной девушкой, то невыносимой старухой. Престарелая поклонница зимы не хотела уступать место цветущей весне и прибегала к хитрым уловкам, чтобы продлить холода. Обряд сжигания Масленицы произошел из этого поверья. Люди прогоняли Мару, призывая тепло и солнце.

Имя героини – производное от слова «мор». Древние славяне связывали ее появление со смертью людей и животных. Забирая души смертных, она позволяла переродиться и появиться на Земле вновь. Легенды модифицировались со временем, и магия богини стала забываться. Зато страх перед смертью, заложенный на уровне инстинкта, остался.

Мифология

Славянские легенды не дают характеристики Мары. Несмотря на смену облика, она не демонстрировала приверженность темной или светлой стороне бытия. Славяне боялись богиню, потому что считали угрозой для жизни. Она забирала жизнь и дарила вновь. Мара обладала волшебными способностями. Ей было подвластно время. Смерть и жизнь людей и богов были в ее руках. Чтобы угодить Маре, люди носили оберег, вышивая его на одежде или вырезая из подручных материалов. Богиня обладала способностью изменения мира, но не на постоянной основе.

Мара любит ткать. Она играет с нитями, как с жизнями людей, обрезая их и следя за направлением падения. Богам вроде Морены не принято поклоняться. Если ей хотели воздать молитву, то сооружали идола на земле, обкладывая камнями. После обряда все, что использовалось, сжигали или топили.

Мара в «Скайриме»

У Мары есть слуги-призраки – маары. По ночам они блуждали по домам людей и шептали их имена. Отозвавшийся на клич должен был умереть. Некоторые поверья гласят, что маары живут за печкой и приносят в дом неприятности. В сказках и былинах Мара выступает женой Кощея Бессмертного и чинит препятствия положительным героям и богатырям.

Семья

Славянская мифология известна хитросплетениями. Родственные узы, о которых повествуют легенды, сложно распознать. О биографии, происхождении и семейном положении повествуют старинные сказания. Одни уверяют в том, что Мара – дочь Кощея, которого приравнивали к Чернобогу. Другие рассказывали, что богиня – дочь Сварога и сестра Перуна. Вторая легенда казалась славянам более убедительной. Альтернативная версия гласит, что Мара появилась сама по себе, так как символизировала тьму, а из нее произошла вселенная.

Богиня произвела на свет Рода и Вышеня. Последний считался первоисточником живого и сущего. Фольклористы гадают, была ли она его женской версией или существовала вне связи с ним, но имела равную силу. Мужем такой женщины мог быть только могущественный персонаж. На эту позицию прочат Кощея.

Кощей Бессмертный

По легенде, ведунья Мара спасла трех девиц из заточения в плену у Кощея. С просьбой о помощи к ней пришел сам Даждьбог, пообещав награду за поддержку. Девушка пришла в гости к Ягине (Бабе Яге) и прошла через ее дом в Навий мир, где таились пленницы. Она предложила себя взамен красавиц. Кощей влюбился и согласился на обмен. Мара раскрыла Кощею секрет: она знала, где сокрыта смерть злодея. Он пообещал жениться на ведунье, чтобы та смолчала о великой тайне.

Опоив Кощея, Мара вернулась в свой мир и вышла замуж за Даждьбога. Союз продлился недолго. В финале богиня осталась в гордом одиночестве. По легенде, женщина произвела на свет тринадцать девочек от Змея, под личиной которого подразумевают Чернобога.

Мара — богиня Смерти в славянской мифологии

Недавно был большой праздник Масленица, но немногие задумывались, откуда он появился. День Мары — богини Жизни и Смерти после начала христианства превратился в Масленицу. История славянской мифологии очень интересна.

Читать еще:  Чакры человека: значение, раскрытие и очистка

Со старшей дочкой мы много прочитали литературы на эту тему, так как именно в мифологии нередко скрываются многие ответы на вопросы, которые человечество задает себе и по сей день. Мара принадлежит к первому поколению славянских богов, и имела огромное значение в сказаниях и легендах. Сегодня поговорим об этом сказочном и необычном персонаже под именем Богиня Мара.

Кто такая Мара?

Наши предки поклонялись ей, и несли в дар все самое дорогое, что было. Так они старались защитить свой дом и семью от Смерти и Несчастья.

Происхождение

  1. У этой богини есть еще несколько имен — Морена и Морана. В руках у нее всегда был серп — как знак того, что она вправе забрать любую жизнь. Он и предназначался для того, чтобы жать жизни. Мара принадлежала к царству Духов, Черной Луны, а вместе с серпом одним из основных атрибутов был также череп.
  2. Как и все Зло, Морена покушалась на солнечный свет, но всегда была отвергнута светлыми силами. Она считалась олицетворением тьмы, зла и ночи.
  3. Ее роль — провожать души в царство мертвых. В природных явлениях ее Дух участвовал в обрядах вызова дождя и при смене времен года, когда одни явления в мироздании «умирают» и дают место другим (конец зимы — начало весны).
  4. Персонаж интересен тем, что в разные периоды года она могла поменять внешний вид: весной — это была прекрасная девушка, а зимой — страшная и отталкивающая старуха. Отсюда и придуман был ритуал сжигания чучела зимы. На самом деле таким образом «отгоняли» Мару, то есть зиму, и призывали весну.
  5. Отцом ее был бог Сварог, а матерью — Лада. Имя произошло от древнеславянского «мор», то есть смерть всего живого, включая животных и человека. Любопытной деталью в трактовке этой богини можно назвать ее способность не только забирать души умерших, но и давать им возможность заново родиться на Земле.
  6. Страх перед смертью пошел именно от образа Мары, корни его давно забыты, но страх смерти и инстинктивный ужас о конце жизни остался и в нашей жизни.

Значение образа

Образ Мары, который часто изображается в легендах, представлен в виде красивой статной девушки, одетой иногда в красные одежды.

Она не только воплощение тьмы и ночи, но, по большому счету, ее нельзя назвать исключительно злой и негативной стороной Бытия. Мара не только соблюдает закон Смерти и Рождения, забирает жизнь и участвует в «переходах» от одного состояния к другому, но и дарит возможность Новой страницы, новой Жизни.

Как и все подобные сложные образы для понимания, Мара — олицетворение ухода одного и прихода другого, символ пограничного состояния, которое с философской точки зрения и вызывает чувство тревоги и беспокойства, а иногда и страха.

Мара — ужасная и прекрасная

Многоликость этого божества стала причиной совершенно разных трактовок не только ее внешнего вида, но самой сути Мары. Попробуем проанализировать, какие образы упоминаются чаще всего.

Мифологическая трактовка

  • В исконно славянской мифологии довольно трудно увидеть четкую характеристику Мары. Ее считали угрозой, чем — то неподвластным человеческому духу и безжалостным. Поэтому, из чувства страха перед богиней Смерти, ее не описывали практически никак.
  • Особенно интересным остается вопрос о власти Мары над временем, о течении которого древние знали намного больше, чем современные люди. Эта богиня одна из немногих, обладающая властью над сроком жизни не только простых смертных, но и бессмертных богов.
  • Власть ее была бы практически абсолютна, но она все — таки воплощение темной стороны, тревожной и непредсказуемой, тайной власти над судьбами. Границы влияния у Мары есть — властвование ее периодично, временно, только во время переходного состояния из одного качества жизни в другое.
  • В старину люди носили специальные обереги, чтобы не злить Морену, не провоцировать ее преждевременный приход. Обычно защитные пентаграммы вышивали на одежде нитями. И это было неслучайно, так как по преданию Мара любила вышивать и ткать, она играется жизнями всего живого как нитями, обрезает их тогда, когда приходит время.
  • Этой богине не принято было поклонятся. Чтобы принести ей дары, сооружали Идол, обкладывали его камнями и приносили дорогое сердцу. После ритуала все сжигали или предавали воде, помолившись.
  • У богини по легенде есть слуги, которых называли Маары. Согласно мифам, они имели право в ночную пору ходить по жилищам людей и шептать их имена. Если кто — то отозвался, значит скоро он должен был умереть.
  • По другим сказам, место маар было за печью, откуда они приносили зло и несчастья в дом. Если верить русским народным сказкам, которые очень символичны и полны древнеславянских образов, Маара была супругой Кащея Бессмертного. Роль ее заключалась в принесении всяческих препятствий и преград на пути русских богатырей.
Читать еще:  Сонник магикум перчатки

Семейные узы Мары

Здесь много версий и разных вариантов. По одной Мара не жена, а дочь Кащея Бессмертного. По другой — сестра бога Перуна и дочь Сварога. Но есть и еще одна версия, кажущаяся самой правдоподобной — Мара не имеет никаких родственников, она взялась из ниоткуда, это символ Вечного кругооборота Жизни и Смерти, Яви и Нави. Это символ Тьмы, а из нее произошла сама Вселенная.

Те, кто придерживаются гипотезы, что Кащей, приравниваемый к Чернобогу, был все — таки супругом Мары, считают, что у этой семьи произошли на свет Род и Вышень — символ начала жизненного цикла у всего живого.

  1. Знакомство Кащея и Мары произошло при любопытных обстоятельствах. Мара пришла в мир Нави выручать пленниц, которые томились у Кащея.
  2. Даже сам Даждьбог просил за этих девиц, и обещал награду. Мара обратилась к Ягине (прототипу Бабы Яги) за помощью. Именно через ее обитель Мара попала в Навий мир.
  3. После знакомства с Кащеем богиня сказала ему, что знает, где спрятана его смерть. Чтобы этот факт не стал достоянием общественности, Кащей сделал Мару своей женой.
  4. Далее Мара опоила своего мужа, и вышла замуж затем за Даждьбога. Но в итоге Мара остается совершенно одна, как и подобает единственной и неповторимой богине Смерти и Жизни.
  5. По преданию у Морены осталось 13 дочек, которые были и дочерьми Кащея.

Интересные предания о Маре

Самой слабой порой года для Мары является наступление весны. В этот период богиня Зимы, Холода и Ночи теряет свои чары, уступая свое место весне, теплу и солнцу.

В народе делали чучело, которое сжигали, а также называли великую Мару кикиморой одноглазой, потому что бог Ярило — бог солнца и Света отгонял ее, посадил на вилы и выколол глаз.

Именно в Масленицу, день Мары, богиня проводит людей по Калиновому мосту, под которым течет река Смородина. Этот мост — своеобразный проводник между миром Яви и Нави, между жизнью и смертью, зимой и долгожданной весной.

День Мары — 15 февраля. В дар богине принято было приносить плоды, цветы, солому. Если выдавался год, когда погибал скот в большом количестве или наступал голод, то возводили алтарь, и приносили в жертву животных, пуская им кровь.

Амулеты, которые изображали Мару, можно встретить на Рунах. Расшифровкой этих пентаграмм ученые занимаются до сих пор. Мара может пересекать границу между миром Духов и миром Живых, в отличие от Кащея, который обитает исключительно в Нави.

Иногда Мара предупреждает о смерти, подсылая к человеку двойника. Поэтому, если кто — то неожиданно увидит на улице человека, похожего на себя, а вместе с тем у него возникнет тревожное чувство, значит ему грозит опасность или смертельное заболевание.

Какие предметы в руках у Мары — символы богини

Атрибутами, в основном, являются предметы, связанные так или иначе со смертью.

  • Луна Черного цвета.
  • Черный ворон, который связан также с миром магии.
  • Серп, которым Мара перерезает нить жизни живого существа, прекращая его земное существование.
  • Черный лебедь.
  • Грифон.
  • Коза.
  • Можжевельник.
  • Ель или Сосна.

Символ Мары — зигзаг, символизирующий спираль, то есть чередование Смерти и Жизни, Взлета и Падения. Также можно трактовать как изображение волны, стылая или «мертвая» вода, а также мост между живыми и мертвыми. Такую символику не стоит носить в виде украшений людям, которые не принадлежат к миру магии.

Еще один символ — Мара — Вий. Изображены на пентаграмме 2 треугольника, которые направлены вершинами друг к другу. Это изображение трактуется как неизбежность конца, своеобразную точку, «нулевое» состояние между жизнью и миром мертвых.

Это оберег Мары — крест с четырьмя меньшими крестами, они символизируют 4 стихии. Изображение должно быть всегда симметричным, так как нельзя допустить в мироздании никаких перекосов. Иначе наступит Хаос. Мара — хранительница равновесия, закона Конца и Начала.

Источники:

http://radogost.ru/mara.html
http://24smi.org/person/4447-mara.html
http://tayniymir.com/slavyanskaya-kultura/boginya-mara.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector