Космонавт Волынов Борис Валентинович

18-го декабря 1934-го года в Иркутске появился на свет будущий космонавт Волынов Борис Валентинович. Но по причине направления его матери на работу в другой город, семья Волыновых переехала, и детство Бориса проходило в г. Прокопьевск, Кемеровская область. Еще в школе в голове подростка возникла идея стать летчиком. До 1952-го года Борис учился в средней школе, а после, в течение года – военной авиационной школе в Казахстане, город Павлодар. С 1953-го по 1956-й год проходил обучение в Сталинградском военном авиаучилище, сегодня – Волгоградское.

Завершив свое образование, Борис Волынов отправился на службу в авиацию Московского округа ПВО в городе Ярославль. До 1960-го года Борис Валентинович служил на должности летчика, а после – старшего летчика.

Содержание

Родился в Иркутске в семье Валентина Спиридоновича и Евгении Израилевны Волыновых. Детство и юность провёл в городе Прокопьевск Кемеровской области, куда после окончания Иркутского медицинского института получила направление его мама. Часть детства провёл с сестрой матери, тоже врачом, вскоре после освобождения города в Кишинёве. [1] [2] [3] Со школьных лет был одержим мечтой стать лётчиком. В 1952 году окончил среднюю школу. В 1953 году — военную авиационную школу, а затем, в 1956 году — Сталинградское (ныне — Волгоградское) военное авиационное училище лётчиков. После окончания училища служил в авиационных частях Московского округа ПВО (лётчик, старший лётчик), летал на самолете МиГ-17. В марте 1960 года зачислен в отряд космонавтов (1960 Группа ВВС № 1). С 1970 года командир отряда слушателей-космонавтов. В 1976 году назначен заместителем командира отряда космонавтов, старшим инструктором-космонавтом (с 1982 года — инструктор-космонавт-испытатель). С 1983 г. по 1990 г. — командир отряда космонавтов. В мае 1990 года уволен в запас по возрасту и отчислен из отряда космонавтов. Таким образом, установил абсолютный мировой рекорд — 30 лет службы в отряде космонавтов. Он и его жена Тамара Фёдоровна до сих пор проживают в Звёздном городке (соседи по площадке с вдовой Ю. А. Гагарина — Валентиной Ивановной) [4] .

Читать еще:  Космонавт Гречко Георгий Михайлович -

Волынов, Борис Валентинович

Новости ogirk.ru

  • В ИГУ завершился пилотный курс проекта по подготовке кадров для IT
  • В Иркутской области ни одну школу не закрыли на карантин по COVID-19
  • В Иркутске ограничат движение машин по переулку Лагерный и по ул. Лызина
  • В Иркутской области нет школ, закрытых на карантин по COVID-19
  • Поиск по аукционам распродажи имущества банкротов

Оглавление

  • 1. Литература

Борис Валентинович Волынов (18 декабря 1934, г. Иркутск, РСФСР, СССР) — лётчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, почётный гражданин города Иркутска.

Мать Б.В. Волынова, Евгения Израилевна, — иркутянка, с 1932 по 1938 училась в Иркутском медицинском институте, после его окончания получила направление в город Прокопьевск Кемеровской области, где Борис в 1952 успешно окончил среднюю школу, а затем – Сталинградское военно-авиационное училище. Служил в авиационных частях противовоздушной обороны Московского военного округа, летал на самолёте МИГ-17. Как-то Волынова вызвали к командиру полка. Перед кабинетом сотрудник особого отдела дал ему подписать бумагу о неразглашении темы разговора. Находившийся в кабинете подполковник спросил Волынова, согласен ли он летать на технике, более совершенной, чем самолёты, на больших скоростях и высотах. Борис Валентинович ответил согласием и был направлен на медкомиссию в Москву. Тесты и проверка здоровья заняли 40 суток. Так Волынов оказался в первом отряде космонавтов.

По признанию Бориса Валентиновича, «труден и сложен путь в космос. Очень труден». Это признание он сделал в статье «У истоков космических свершений», опубликованной в газете «Красная звезда» 18 декабря 1976 года. Пройдя полный курс подготовки к полётам на кораблях серии «Восток» он был одним из дублёров лётчиков-космонавтов В. Ф. Быковского (1963) и Г. Т. Берегового (1968). В 1968 Волынов окончил Военно-Воздушную академию им. Н. Е. Жуковского. А его первый полёт в космос состоялся с 15 по 18 января 1969. Он был командиром трёхместного космического корабля «Союз-5». В экипаже корабля были также бортинженер А. С. Елисеев и космонавт-исследователь Е. В. Хрунов. В этом полёте впервые в мире была осуществлена стыковка двух пилотируемых космических кораблей и, таким образом, образована орбитальная станция из двух кораблей. А. С. Елисеев и Е. В. Хрунов перешли в «Союз-4», пилотируемый В. А. Шаталовым, а «Союз-4» возвратился за землю. Командир «Союза-5» Б. В. Волынов летал в космосе ещё сутки.

Читать еще:  Космонавт Терешкова Валентина Владимировна

О том, что в космосе земляк, в Иркутске узнали быстро. Иркутяне отправляли в его адрес многочисленные телеграммы и письма. Особую гордость они испытывали потому, что позывным корабля «Союз-5» было слово “Байкал”, выбранное по желанию Б. Волынова. Позднее космонавт рассказывал:

«… Родился в Иркутске. Знакомых там, правда, осталось мало. Но всё равно, пролетая, всегда отмечаю: вот Иркутск. Байкал – особая статья. От Байкала – наш позывной».

18 января Волынов сориентировал корабль для схода с орбиты, но в нужный момент отказала автоматика системы спуска. С Земли успокоили, и он стал спускаться вручную. Корабль «Союз» состоял из отсеков, которые должны были отделиться при спуске, а на землю приходил только отсек, в котором находилась кабина космонавта. Как вспоминал космонавт позднее,

«… при ручном спуске не сработали цепи болтов, разделяющих корабль. И корабль вошёл в атмосферу в нештатном комплекте: отошёл алюминиевый бытовой отсек, отошёл двигательный отсек, а приборный остался… Корабль шёл в атмосферу входным люком, сделанным из титана… Вокруг «связки» двух отсеков бушевало адское пламя, испаряя металл обшивки и превращая его в раскалённую плазму...”

Как вспоминал Волынов, он каждой клеточкой, каждым нервом почувствовал, что от смерти его отдаляют минуты. Но чувство долга оказалось сильнее чувства страха. Ему удалось подавить панику и сделать так, чтобы сохранились результаты труда и риска. Он вырвал из бортжурнала нужные страницы, касающиеся стыковки «Союзов», плотно свернул их и засунул в середину журнала, так как знал, что бумага обгорает с боков, а середина может уцелеть. Потом он наговорил на магнитофон всё о ситуации, случившейся с ним, понимая, что на Земле это поможет выяснить причины неудачного спуска. И всё же чудо свершилось: на высоте 80-90 км сработали термодатчики пожарной защиты и приборный отсек отлетел. Спускаемый аппарат по крутой траектории пошёл к Земле. На высоте десяти километров открылся парашют и, казалось, все неприятности позади, но начали закручиваться стропы основного парашюта, потом жгут строп стал раскручиваться в обратную сторону. Приземление было жёстким, но космонавт остался жив, получив на память перелом корней верхних передних зубов. Когда выбрался из кабины, около часа ожидал поисковую группу, а в казахстанской степи стоял мороз в -38 0 . После аварии медики, психологи, руководители полётов пришли к выводу – в космосе Волынову больше не бывать. Долгое время обстоятельства этого полёта были засекречены. И лишь в начале XXI века Б. Волынов рассказал об обстоятельствах приземления.

Читать еще:  Новый квантовый материал: теллурид марганца и висмута

Поэт М. Сергеев посвятил этому полёту стихи «Его позывные Байкал»:

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: