SpaceX vs НАСА: кто первым доставит нас на Луну

SpaceX vs НАСА: кто первым доставит нас на Луну?

Сравнение новейших ракет для космического туризма

С появлением возможности коммерческих полетов в космос НАСА и частная компания SpaceX вступили в гонку по строительству подходящих для такого рода услуг ракет. Кто первым доставит нас на Луну? Об этом в своей статье для международного издания The Conversation пишут постокторант, исследователь космоса из Бирмингемского университета Гарет Дориан и старший преподаватель физики из Университета Ноттингем Трент Иан Уиттакер. «Реальное время» предлагает ознакомиться с переводом их обзора новейших ракет для космического туризма.

Нога человека не ступала на Луну с 1972 года. Но с появлением коммерческих космических полетов стремление вновь возрождается и порождает новую космическую гонку. НАСА выбрало частную компанию SpaceX для своих коммерческих полетов в космос, но компания также преследует цель исследования.

Чтобы обеспечить полеты на Луну и за ее пределы, НАСА и SpaceX разрабатывают новые ракеты с большой грузоподъемностью: SpaceX Starship от SpaceX и Space Launch System (SLS, Система космических запусков) от НАСА.

Чем же они отличаются и какая из них мощнее?

Чем Crew Dragon лучше «Союза»? И лучше ли?

Многие все еще не готовы принять наблюдаемую реальность и поэтому говорят: «Запуская Crew Dragon, США с трудом повторяют то же самое, что Россия и Китай делали все эти годы, отправляя на орбиту людей. Они просто запускают капсулу на станцию, а потом сажают её назад на парашюте. Что тут такого сенсационного?»

Читать еще:  МКС: Держите эту поверхность грязной!

Но эта точка зрения предельно далека от истины. Чтобы понять «что тут такого», сперва следует вспомнить, что такое космический корабль Crew Dragon на самом деле — и почему это действительно революция в сравнении с «Союзам».

Прежде всего: «Союз» по объемам практически не изменился со своего первого полета, состоявшегося 53 года назад. В то время никаких крупных орбитальных станций не было, смысла в возке большего числа людей на орбиту не было тоже. Поэтому герметичный объем этого корабля 10,45 м³ , а доступный экипажу — и вовсе 6,5 м³. Причем спуск осуществляется в отделяемой спускаемой капсуле, с доступным людям объемом всего в 2,5 м³ . Поэтому туда нереально посадить больше трех человек в скафандре (0,83 кубометра на человека). И хотя технически «Союз» может летать с экипажем 17,7 суток, на практике после одного такого эксперимента никто не горит желанием его повторит. Даже когда экипаж урезали до двух человек (один человек на 1,25 кубометра), в корабле было так тесно, что нормальные тренировки космонавтов наладить не удалось, и после спуска на Землю они не смогли дойти своими ногами даже до автобуса — такой была детренировка мышц в невесомости.

Crew Dragon возвращается на Землю весь целиком, объем его герметичного жилого пространства — 9,3 м³, причем весь этот объем доступен экипажу. Поэтому туда можно посадить семь членов экипажа. И на них все равно будет приходиться 1,33 кубометра на человека — больше, чем на «Союзе». Пассажировместимость этого корабля так велика, что NASA в одиночку просто не сможет ее полностью использовать: агентство планирует отправлять лишь по четыре человека, поскольку МКС имеет ограниченный объем и поддерживать на ней слишком большой экипаж сложно, да и расходы на станцию тогда бы возросли. Тем не менее, в космосе редко бывают «излишки». Почти наверняка «лишнее» пространство со временем займут представители других стран, желающие попасть на орбиту, или космические туристы. Избыток места полезен еще в одном отношении: на борту этого корабля есть туалет, в то время как на борту «Союзов» (а равно и более ранних шаттлов ), отправление естественных надобностей было несколько более экзотичным.

Кроме того, у нового американского корабля полезная нагрузка, доставляемая на станцию, помимо астронавтов может составлять несколько центнеров. Пока она чисто теоретическая, поскольку потребности станции удовлетворяют отдельные грузовые «Драконы», но в будущем ситуация может измениться.

Читать еще:  ESA хочет автоматизировать предотвращение столкновения с космическим мусором

«Союзы» на станцию везут людей — можно добавить сотню килограмм груза, но не более. Поскольку два из трех отсеков российского корабля, создававшегося еще при Королеве, не возвращаются на Землю, груз размещать особо негде: с МКС больше 100 килограмм «Союз» не вернет. А это бывает необходимым: образцы космических экспериментов, требующие ремонта скафандры и другое имущество периодически надо возвращать на планету. Crew Dragon спокойно может возвращать с собой многие центнеры нагрузки.

Характеристики Crew Dragon очень близки к считающейся перспективной российской «Федерации», которую недавно переименовали в «Орла». Его полезный жилой объем такой же — 9,3 м³, экипаж ограничен четырьмя космонавтами, и тоже есть возможность возвращения центнеров груза с орбиты. Но при формальной близости их параметров важен один нюанс: «Орел» не совершит даже первый, беспилотный испытательный полет ранее 2023 года, а первый пилотируемый — ранее 2025 года. Crew Dragon, пилотируемый корабль SpaceX, в 2019 году уже летал на орбиту в беспилотном варианте, а весной 2020 года попал туда и с экипажем на борту. Иными словами, пока SpaceX обгоняет «Роскосмос» в создании нового космического корабля как минимум на четыре года. В реальности эта цифра может даже возрасти.

NASA versus SpaceX: who does space better?

NASA and SpaceX are committed to working together in space ventures — with the former awarding the latter three contracts for Starship missions to the moon last year — to go forward by 2024. When it comes to profitability, SpaceX is likely the long-term winner, since as a private company funded by government grants and payments from payload companies — it only has to keep up business as usual to continue launching rockets.

Читать еще:  Тригон Хирон — Венера. Милые люди

However, until Elon Musk’s SpaceX returns humans to the moon and puts the first people on Mars — NASA will likely hold out in people’s minds as the pre-eminent leader of space exploration, not only because it has launched missions with more in mind than money, but because — with spacecraft like the Voyagers 1 and 2 still active in interstellar space and many more since successfully exploring the inner and outer planets of our solar system — SpaceX simply hasn’t gone as far.

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему: